Магистратура
2024/2025
История и теория медиа
Статус:
Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Епанова Юлия Валентиновна
Прогр. обучения:
Современный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс состоит из двух частей. В рамках первой части студенты проходят он-лайн курс «История и теория медиа» (автор курса: проф., PhD, Кирия И.В. – НИУ ВШЭ Москва) (smart LMS). Вторая часть курса - серия семинаров с преподавателем, в рамках которых студенты рефлексируют и пробуют применить полученные в онлайн курсе компетенции.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать базовые представления о развитии медиа и рассмотреть основные группы медиатеорий
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет способами поиска и переработки информации, критически анализирует предлагаемый материал, умеет находить недостающую информации самостоятельно, применяет полученные знания для анализа современных медиа
- Студент демонстрирует знания социокультурного контекста формирования и функционирования медиа-носителей и медиа-теорий, владение методами социологического исследования в ходе анализа медиа-сферы
- Студент использует новую терминологию, знает теоретические основания социологического исследования медиа, распознает различные теоретические подходы к исследования медиа и может использовать эти знания для планирования исследования
- Студент применяет полученные он-лайн знания о теоретических подходах к социологическому исследованию медиа, способен на основании этих данных подготовить презентацию.
- Студент умеет обобщить и воспроизвести материал онлайн лекций, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Основные понятия курса
- Тема 2. Коммуникация и общественные институты
- Тема 3. История общественной сферы и контроля содержания
- Тема 4. Социальная история медианосителей
- Тема 5. Общая классификация теорий медиа и эмпирико-функционалистская группа теорий
- Тема 6. Критическая теория
- Тема 7. Лингвистическая группа теорий
- Тема 8. Идеи медиадетерминизма и сетевого общества
- Тема 9. Социология технических инноваций как коммуникативная теория
- Тема 10. Микросоциальные теории коммуникаций
- Тема 11. Теории Cultural Studies и изучение медиапрактик
- Тема 12. Политическая экономия медиа и теории культурных и креативных индустрий
Элементы контроля
- Он-лайн курсВ рамках данного курса студент проходит онлайн курс "История и теори медиа" проф. И. Кирия. Результат прохождения онлайн курса будет оценкой за данный элемент контроля
- Работа на семинарахДанный элемент контроля оценивает активность студента во время офлайн семинров по и выполнение домашних заданий к семинарам, включащим подготовку коллективной презентации по заданной теме.
- Аналитическое чтениеЧтение ключевых текстов по соответствующим темам и создание контент-карт/диаграмм источников
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Аналитическое чтение + 0.4 * Он-лайн курс + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальностям «Связи с общественностью» (350400) и «Реклама» (350700) / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; Пер. с англ. [Ю.В. Никуличева]. — 2-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 550 с. — (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00960-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028522
- Социология массовой коммуникации : Учебное пособие / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 352 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-186-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/176539
Рекомендуемая дополнительная литература
- Neumeyer, D. (2014). The Oxford Handbook of Film Music Studies. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=826679
- Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5