• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

История и теория медиа

Статус: Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс состоит из двух частей. В рамках первой части студенты проходят он-лайн курс «История и теория медиа» (автор курса: проф., PhD, Кирия И.В. – НИУ ВШЭ Москва) (smart LMS). Вторая часть курса - серия семинаров с преподавателем, в рамках которых студенты рефлексируют и пробуют применить полученные в онлайн курсе компетенции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать базовые представления о развитии медиа и рассмотреть основные группы медиатеорий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет способами поиска и переработки информации, критически анализирует предлагаемый материал, умеет находить недостающую информации самостоятельно, применяет полученные знания для анализа современных медиа
  • Студент демонстрирует знания социокультурного контекста формирования и функционирования медиа-носителей и медиа-теорий, владение методами социологического исследования в ходе анализа медиа-сферы
  • Студент использует новую терминологию, знает теоретические основания социологического исследования медиа, распознает различные теоретические подходы к исследования медиа и может использовать эти знания для планирования исследования
  • Студент применяет полученные он-лайн знания о теоретических подходах к социологическому исследованию медиа, способен на основании этих данных подготовить презентацию.
  • Студент умеет обобщить и воспроизвести материал онлайн лекций, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные понятия курса
  • Тема 2. Коммуникация и общественные институты
  • Тема 3. История общественной сферы и контроля содержания
  • Тема 4. Социальная история медианосителей
  • Тема 5. Общая классификация теорий медиа и эмпирико-функционалистская группа теорий
  • Тема 6. Критическая теория
  • Тема 7. Лингвистическая группа теорий
  • Тема 8. Идеи медиадетерминизма и сетевого общества
  • Тема 9. Социология технических инноваций как коммуникативная теория
  • Тема 10. Микросоциальные теории коммуникаций
  • Тема 11. Теории Cultural Studies и изучение медиапрактик
  • Тема 12. Политическая экономия медиа и теории культурных и креативных индустрий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Он-лайн курс
    В рамках данного курса студент проходит онлайн курс "История и теори медиа" проф. И. Кирия. Результат прохождения онлайн курса будет оценкой за данный элемент контроля
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Данный элемент контроля оценивает активность студента во время офлайн семинров по и выполнение домашних заданий к семинарам, включащим подготовку коллективной презентации по заданной теме.
  • неблокирующий Аналитическое чтение
    Чтение ключевых текстов по соответствующим темам и создание контент-карт/диаграмм источников
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Аналитическое чтение + 0.4 * Он-лайн курс + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальностям «Связи с общественностью» (350400) и «Реклама» (350700) / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; Пер. с англ. [Ю.В. Никуличева]. — 2-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 550 с. — (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00960-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028522
  • Социология массовой коммуникации : Учебное пособие / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 352 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-186-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/176539

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Neumeyer, D. (2014). The Oxford Handbook of Film Music Studies. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=826679
  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5

Авторы

  • Епанова Юлия Валентиновна