Магистратура
2024/2025
Психотерапия личностных расстройств
Статус:
Курс обязательный (Персонология. Консультативная психология и психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина "Психотерапия личностных расстройств" реализуется для 2 курса образовательной программы "Консультативная психология. Персонология" департамента психологии факультета социальных наук.
Программа ориентирована на студентов без базового психологического образования, а также студентов-психологов, не знакомых с персонологическим форматом психологии личностных расстройств. Дисциплина направлена на то, чтобы сформировать представления о личностных расстройствах.
Цель освоения дисциплины
- формирование представлений о психологии личностных расстройствах в контексте психодинамического подхода;
- обучение студентов пониманию относительности понятий «норма» и «патология»;
- формирование представления о психопрофилактике;
- обучение студентов навыку определять цели, задачи и программы психологического вмешательства с учетом нозологических, социо-культуральных и индивидуально-психологических характеристик и в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития;
- осуществление теоретического анализа проблем, связанных с дезадаптацией человека и расстройствами психики
- формирование представлений о диагностических ориентирах личностных расстройств
- формирование умений анализировать структуру расстройства личности
- Освоить навыки психодинамической психотерапии, лечение психики в движении
- Научиться оценивать области функционирования Я
- Научиться устанавливать рамки и определять границы
- Научиться проводить сеанс психотерапии
- Научиться достигать терапевтические цели
- Научиться завершать психодинамическую терапию
- Научиться различать расстройства личности
- Умеет объяснить, что такое психотерапия и как она может быть использована в различных клинических ситуациях
- Умеет оценивать клиентов для психотерапии, включая постановку диагноза по DSM, оценку функций и создание первоначальной формулировки
- Умеет ставить цели, устанавливать терапевтические рамки и границы, а также формировать терапевтический альянс
- Владеет основными навыками психодинамической психотерапии: умеет слушать, рефлексировать, производить интервенции при работе с аффектом, резистентностью, переносом, контрпереносом бессознательным конфликтом, защитой и сновидениями в психодинамической психотерапии
- Умеет описывать как клиент меняется в психодинамической психотерапии для достижения терапевтических целей
- Умеет характеризовать фазы проработки и то, в какой фазе находится данный клиент
- Умеет применять свои знания и навыки в сложных клинических случаях, таких как патовые ситуации, а также при эротическом переносе и завершении терапии
Планируемые результаты обучения
- Ознакомлен как работает психодинамическая психотерапия
- ознакомлен с важностью установления рамок и границ. Ориентируется в оценке областей функционирования Я. Умеет ориентироваться в показании к психодинамической психотерапии.
- Ознакомлен и умеет формулировать и ставить совместные цели в психотерапии. Имеет представление что такое техническая нейтральность. Знает, как проводить сеанс психотерапии. Начало- открытие, середина-углубление,конец-завершение. Эмпатическое слушание- умеет быть активным слушателем.
- Обучен рефлексии, интервенции. Умеет давать поддерживающие интервенции и раскрывающие интервенции.
- -обладает знаниями почему аффект важен в психодинамической психотерапии. Умеет работать со сводными ассоциациями. Умеет работать с переносом и резистентностью. Понимает почему важно изучать контрперенос. Понимает, что такое бессознательный конфликт и защита. Имеет представление как работать со сновидениями.
- - обладает знаниями как привести клиента в процессе психотерапии к улучшению самовосприятия и управлению сомооценкой. Обладает знаниями распознавания проблемы, умеет применять терапевтические стратегии, поддерживающие стратегии, и стратегии раскрытия.
- обладает знаниями как решить, когда заканчивать психодинамическую психотерапию. Какой должна быть продолжительность завершающей фазы.
- обладает знаниями психотерапевтической работы с пограничной личностью. Ознакомлен с техническими стратегиями терапии пограничной личности.
- обладает знаниями психотерапевтической работы нарциссической личностью. Ознакомлен с техническими стратегиями терапии нарциссической личности.
- обладает знаниями психотерапевтической работы шизоидной личностью. Ознакомлен с техническими стратегиями терапии шизоидной личности.
- - Ознакомлен с различными кластерами расстройств личности - Обладает знаниями по различению расстройств личности
- - Обладает знаниями психотерапевтической работы с параноидной личностью. - Ознакомлен с техническими стратегиями терапии параноидной личности.
- - Обладает знаниями психотерапевтической работы с антисоциальной личностью. - Ознакомлен с техническими стратегиями терапии антисоциальной личности.
- - Обладает знаниями психотерапевтической работы с истероидной личностью. - Ознакомлен с техническими стратегиями терапии истероидной личности.
- - Обладает знаниями психотерапевтической работы с ананкастной личностью. - Ознакомлен с техническими стратегиями терапии ананкастной личности.
- - Обладает знаниями психотерапевтической работы с избегающей личностью. - Ознакомлен с техническими стратегиями терапии избегающей личности.
- - Обладает знаниями расстройств настроения. - Способен различить расстройства настроения с применением диагностических критериев. - Ознакомлен с техническими стратегиями терапии расстройств настроения
- - Обладает знаниями коморбидных органических расстройств. - Способен различить коморбидные органические расстройства с применением диагностических критериев. - Ознакомлен с техническими стратегиями терапии расстройств личности при органической патологии
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Что такое психодинамическая психотерапия. Лечение психики в движении. Как работает психодинамическая психотерапия.
- Тема 2. Оценка. Создание доверительной атмосферы и проведение оценки областей функционирования «Я». Показания к психодинамической психотерапии. Установление рамок и границ.
- Тема 3. Начало терапии. Информированное согласие и совместная поставка целей. Создание терапевтического альянса. Техническая нейтральность, проведение сеанса психотерапии, эмпатическое слушание. Медикаменты и психотерапия.
- Тема 4. Слушание, рефлексия, интервенция. Обучение рефлексии, обучение интервенции. Базовые, поддерживающие, раскрывающие интервенции.
- Тема 5. Проведение психодинамической психотерапии: техника. Аффект, сводные ассоциации и резистентность, перенос, контрперенос, бессознательный конфликт и защита, сновидения.
- Тема 6. Достижение терапевтических целей. Улучшение самовосприятия и регулирование самооценки. Улучшение взаимоотношений с другими людьми. Повышение адаптации к стрессу, улучшение когнитивных функций.
- Тема 7. Проработка и завершение. Что такое проработка. Как решить когда заканчивать психодинамическую психотерапию. Резюме макропроцесса. Понимание того, как все меняется в процессе терапии.
- Тема 8. Терапия пограничной личности. Работа с переносом. Поддерживающая психотерапия. Технические стратегии терапии пограничной личности. Я, Эго, аффекты и влечения. (Отто Кернберг, Джеймс Мастерсон).
- Тема 9 Терапия нарциссической личности. Работа с переносом. Поддерживающая психотерапия. Технические стратегии терапии нарциссической личности. Я, Эго, аффекты и влечения. (Отто Кернберг, Джеймс Мастерсон).
- Тема 10. Терапия шизоидной личности. Работа с переносом. Поддерживающая психотерапия. Технические стратегии терапии шизоидной личности. Я, Эго, аффекты и влечения. (Отто Кернберг, Джеймс Мастерсон).
- Тема 11. Кластеры расстройств личности по DSM-V. Странные и эксцентричные. Драматические, эмоциональные и неустойчивые. Тревожные и боязливые. Другие расстройства личности.
- Тема 12. Терапия параноидной личности. Диагностические и характерологические особенности параноидной личности. Поддерживающая психотерапия. Технические мультимодальные стратегии терапии параноидной личности.
- Тема 13. Терапия антисоциальной личности. Диагностические и характерологические особенности антисоциальной личности. Поддерживающая психотерапия. Технические мультимодальные стратегии терапии антисоциальной личности.
- Тема 14. Терапия истероидной личности. Диагностические и характерологические особенности истероидной личности. Поддерживающая психотерапия. Технические мультимодальные стратегии терапии истероидной личности.
- Тема 15. Терапия ананкастной личности. Диагностические и характерологические особенности ананкастной личности. Поддерживающая психотерапия. Технические мультимодальные стратегии терапии обсессивно-компульсивной личности.
- Тема 16. Терапия избегающего расстройства личности. Диагностические и характерологические особенности избегающей личности. Поддерживающая психотерапия. Технические мультимодальные стратегии терапии избегающей личности.
- Тема 17. Терапия расстройств настроения. Диагностические и характерологические особенности расстройств настроения. Технические мультимодальные стратегии терапии.
- Тема 18. Терапия расстройств личности при органических коморбидных патологиях. Диагностические и характерологические особенности органических нарушений. Мультимодальные стратегии терапии.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd moduleОценка за каждый элемент контроля производится по 10-балльной шкале. Оценивается участие в интерактивных занятиях: активность во время групповых дискуссий: Оаудиторная. Ооценивание также происходит по результатам письменного задания – эссе на выбранную тему по пройденному материалу: Оэссе. Итоговое оценивание происходит по результатам экзамена, который проходит в форме тестирования: Оэкзамен Результирующая оценка высчитывается по формуле: (0,20*Оаудиторная) + (0,40*Оэссе) + (0,40*Оэкзамен/тест) = Орезультирующая
- 2024/2025 3rd moduleОценка за каждый элемент контроля производится по 10-балльной шкале. Оценивается участие в интерактивных занятиях: активность во время групповых дискуссий: Оаудиторная. Ооценивание также происходит по результатам письменного задания – эссе на выбранную тему по пройденному материалу: Оэссе. Итоговое оценивание происходит по результатам экзамена, который проходит в форме тестирования: Оэкзамен Результирующая оценка высчитывается по формуле: (0,20*Оаудиторная) + (0,40*Оэссе) + (0,40*Оэкзамен/тест) = Орезультирующая