Магистратура
2024/2025
Практическая текстология: персидский язык
Статус:
Курс по выбору (Мусульманские миры в России (История и культура))
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Арманд Елена Евгеньевна
Прогр. обучения:
Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Классический персидский язык – это язык, на котором написан весь корпус текстов классической поэзии и прозы персов и таджиков (X – XV вв.); на его основе развился современный литературный персидский язык; он является преемником среднеперсидского и древнеперсидского языков и первым этапом в историческом развитии новоперсидского языка. В настоящее время классический персидский описан лингвистами-иранистами как особый язык, имеющий целый ряд системных отличий от современного в области фонетики, морфологии, синтаксиса и семантики. Лишь фундаментальное изучение классического персидского в теоретическом и практическом аспектах позволяет учащимся специализироваться в области иранской филологии, для которой корпус текстов на классическом персидском является одной из важнейших источниковедческих баз.
Цель освоения дисциплины
- - чтение и понимание памятников словесности, включая литературные произведения (поэзия и проза), исторические хроники, религиозные и философские сочинения, трактаты по традиционным наукам;
- Научить студента читать, переводить и комментировать тексты на классическом персидском языке в пределах изученной общелитературной и специальной тематической лексики.
- - развитие навыков филологического анализа текста;
- Чтение и понимание памятников словесности, включая литературные произведения (поэзия и проза), исторические хроники, религиозные и философские сочинения, трактаты по традиционным наукам;
- - развитие навыков перевода текстов;
- Развитие навыков филологического анализа текста;
- - развитие навыков комментирования перевода;
- Развитие навыков перевода текстов.
- - аннотирование и реферирование различных типов памятников словесности.
- Развитие навыков комментирования перевода.
- Аннотирование и реферирование различных типов памятников словесности.
Планируемые результаты обучения
- Студенты могут самостоятельно прочитать и перевести текст средней степени сложности на классическом персидском языке; могут определить по толковому персидско-персидскому словарю нужное лексическое значение, подходящее по контексту.
- Студенты научаются писать транскрипцию-транслитерацию для классических текстов, определять метр и рифму стиха.
- Студенты определяют и понимают глагольные формы и узнают словообразовательный глагольный тип, отсутствующие в современном языке.
- Студенты определяют самостоятельно в текстах классической поэзии и прозы пройденные глагольные формы, понимают отличия употребления этих форм в современном и классическом языке.
- Студенты понимают отличия в классическом языке определительной конструкции, сложных предложений с придаточными условия; узнают предлоги, отсутствующие в современном языке.
- Студенты понимают отличия употребления местоимений в современном и классическом языке.
- Студенты приводят отличия употребления местоименных энклитик в современном и классическом языке.
- Студенты приводят отличия употребления послелога -rā и глагольных форм с префиксом bi- в современном и классическом языке.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 2: Глагольные и именные категории
- Тема 3: Глагольные и именные категории (продолжение)
- Тема 8: Союзы
- Тема 4: Местоименные энклитики
- Тема 5: Структурные типы глагола
- Тема 1: Введение; Основы традиционных наук о метрике и рифме персидского стиха
- Тема 6: Местоимения
- Тема 7: Предлоги
Элементы контроля
- работа на занятияхОценивается работа студента на занятиях.
- домашние заданияв качестве домашних заданий выдаются тексты для перевода или запись стихов в транскрипции с соблюдением метра
- экзаменна экзамене студент получает текст, который он должен прочитать и перевести
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * домашние задания + 0.1 * домашние задания + 0.3 * работа на занятиях + 0.3 * работа на занятиях
- 2024/2025 3rd module0.3 * домашние задания + 0.4 * работа на занятиях + 0.3 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
- Necklace of the Pleiades : 24 Essays on Persian Literature, Culture and Religion, edited by Franklin Lewis, and Sunil Sharma, Leiden University Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3327176.
- Soheili, A. (2019). Further Developments in Persian Linguistic Scholarship. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2084363
- Windfuhr, G. (1979). Persian Grammar : History and State of Its Study. The Hague: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=560992
- Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
- Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010
- Учебник персидского языка : для 1-го года обучения, Иванов, В. Б., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Об античной поэзии: поэты, поэтика, риторика, Гаспаров, М. Л., 2000
- Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010
- Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия, , 2002
- Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002