Магистратура
2024/2025
Классические теории личности в современной персонологии
Статус:
Курс обязательный (Персонология. Консультативная психология и психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Персонология. Консультативная психология и психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Программа ориентирована на студентов без базового психологического образования, а также студентов-психологов, не знакомых с персонологичеким форматом психологии личности. Дисциплина направлена на освоение классических теорий личности в современных персонологических моделях.
Цель освоения дисциплины
- формирование и развитие у студентов базовых академических знаний в области психологии личности
- развитие у студентов способности понимания академических текстов по психологии личности
- теоретическое освоение студентами базовых концепций различных направлений и научных школ психологии личности
- развитие представлений у студентов о современном развитии классических теорий личности и их применении в современной практике
- развитие у студентов понимания практической значимости рассматриваемых теорий и потенциалов для построения новых консультативных практик
- развитие у студентов базовых навыков психологического понимания и интерпретации жизненной реальности через осваиваемые модели личности
Планируемые результаты обучения
- Знает основные критерии сравнения и синтеза теорий личности, знает основные парадигмы познания личности, владеет категориальным аппаратом психологии личности, умеет сопоставлять теории личности, понимает ведущие теоретические и методологические различия в подходах к изучению личности
- Знает основные модели глубинной психологии
- Знает основные модели экзистенциальной психологии
- Знает основные положения гуманистической психологии
- Знает основные принципы познания личности
- Понимает концепции субъектно-деятельностного подхода. Понимает общий контекст отечественных исследований личности
- Понимает методологический смысл развития персонологии и ее моделей
- формирование и развитие у студентов базовых академических знаний в области психологии личности
- развитие у студентов способности понимания академических текстов по психологии личности
- теоретическое освоение студентами базовых концепций различных направлений и научных школ психологии личности
- развитие представлений у студентов о современном развитии классических теорий личности и их применении в современной практике
- развитие у студентов понимания практической значимости рассматриваемых теорий и потенциалов для построения новых консультативных практик
- развитие у студентов базовых навыков психологического понимания и интерпретации жизненной реальности через осваиваемые модели личности
- Знать историю развития зарубежной и отечественной психологии личности; основные подходы и научные школы психологии личности; обладать эвристичной системой психологического знания о личности; владеть категориальным аппаратом психологии личности
- Уметь самостоятельно осваивать новое академическое знание; анализировать, сравнивать, оценивать теории личности; подбирать релевантные психологические теории для анализа феноменов жизни личности; понимать методологические, общепсихологические, историко-психологические и конкретно-научные основы психологии личности
- Иметь базовые навыки написания академических текстов по психологии; презентации теоретических обзоров; применения полученного психологического знания в анализе текстов и образов культуры и в практике жизни – познании и самопознании. Планируемые результаты
- Знает основные критерии сравнения и синтеза теорий личности, знает основные парадигмы познания личности, владеет категориальным аппаратом психологии личности, умеет сопоставлять теории личности, понимает ведущие теоретические и методологические различия в подходах к изучению личности;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Методология познания личности.
- Тема 2. Основы психологии личности.
- Тема 3. Глубинная психология и направления ее развития.
- Тема 4. Экзистенциальная психология.
- Тема 5. Гуманистическая психология.
- Тема 6. Отечественная психология личности.
- Тема 7. «Персонологический поворот» в психологии личности.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.15 * Выступления на семинарах + 0.15 * Выступления на семинарах + 0.15 * Посещение + 0.15 * Посещение + 0 * Посещение занятий + 0.4 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Аналитическая психология и психотерапия : хрестоматия, Юнг, К. Г., 2001
- Культурная психология личности : монография, Старовойтенко, Е. Б., 2007
- Основы общей психологии : учеб. пособие для вузов, Рубинштейн, С. Л., 2007
- Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., 2002
- Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., 2003
- Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., 2010
- Теории личности: сравнительный анализ, Мадди, С. Р., 2002
- Экзистенциальная психология и психотерапия : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Шумский, В. Б., 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в психологию, Вундт, В., 2002