• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

История Ислама

Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана дать слушателям, не имеющим специального востоковедного образования, начальные знания о предметном содержании ислама как религии, о его специфических вероучительных и культовых чертах, особенностях его исторического развития и современном состоянии. А также ввести слушателей в круг проблематики исламоведения — науки изучающей ислам, познакомить с ее исследовательскими подходами и методами. Теоретическая задача курса — познакомить студентов с мусульманской богословской проблематикой, представить ислам прежде всего в парадигме дихотомии его родственности и чужеродности иудаизму и христианству. Практическая задача курса состоит в том, чтобы научить студентов грамотно пользоваться справочной литературой по исламу, доступными в переводах на русский и европейские языки источниками, уметь компетентно ориентироваться в исламоведческой литературе. Аксиологическая задача курса заключается в ориентации студентов на понимание верующего иначе и желание найти с ним общий язык. В основу изложения лекционного материала положен проблемно-аналитический принцип, позволяющий увидеть ислам в единстве его духовного содержания при всем многообразии его культурно-исторических проявлений. Специфика данного курса определяется также его компаративистским характером: анализ своеобразия предметного содержания ислама подкрепляется постоянным соотнесением с реалиями и концептами иудаизма и христианства. Вторая часть курса – христиано-мусульманский диалог – охватывает проблематику отношений адептов двух религий на протяжении 14 веков в четырех основных «контактных» зонах: на Ближнем Востоке, в Византии, Западной Европе и России. Также даются начальные представления о новой, возникшей лишь во 2–й половине XX столетия, дисциплине «богословии диалога», о ее становлении, ее основных направлениях, задачах и целях. Особое внимание уделяется представлениям мусульман и христиан друг о друге: как люди судят друг о друге и видят друг друга, когда они принадлежат разным религиям; каким образом традиционные, устоявшиеся модели и парадигмы представлений о другом уступают место новым, предполагающим прямое взаимодействие и общение.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание предметного содержании ислама как религии (священных текстов, основ вероучения, культа, права), многообразия форм ислама в его историческом развитии и современном состоянии
  • Знание специфики истории ислама в России и его современного состояния
  • Знание проблематики исламоведения (науки изучающей ислам), его исследовательских подходов и методов
  • Знакомство с проблематикой христиано-мусульманских отношений; как они складывались и развивались в ходе истории на протяжении 14 веков в четырех основных «контактных» зонах: на Ближнем Востоке, в Византии, Западной Европе и особенно в России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты должны анализировать степень реальности и эффективности христиано-мусульманского диалога в том или ином регионе и, особенно, в России; различать ложные (конъюнктурные) и подлинные формы диалога
  • Студенты должны владеть основными религиоведческими навыками, позволяющими адекватно интерпретировать многообразие форм христиано-мусульманских отношений; навыками адекватной оценки многочисленной и крайне противоречивой литературы, посвященной межрелигиозным отношениям и диалогу
  • Студенты должны получить знания об исламе как религии, исламоведении как науке его изучающей, об истории христиано-мусульманских отношений и их современном состоянии
  • Студенты должны с позиций современного религиоведения понимать многообразие форм и неоднозначность христиано-мусульманских отношений, их зависимость от исторических, социальных и политических условий, связывать с конкретной культурной средой, в которой они развивались и развиваются
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция
  • Коран
  • Мухаммад и Сунна
  • Мусульманское право
  • Культ в исламе
  • Мусульманское вероучение. Шесть столпов веры. Бог и человек. Ангелология
  • Мусульманское вероучение: Богооткровенные книги, пророки и посланники
  • Мусульманское вероучение: Эсхатология и учение о предопределении
  • Первоначальная мусульманская община, возникновение трех основных направлений в исламе
  • Шиизм и суфизм, калам и фалсафа
  • Мухаммад и его иудео-христианское окружение
  • Встреча первых мусульман с сирийским христианством
  • Византийцы и ислам
  • Ислам глазами христианских полемистов Запада в средние века
  • Мусульмане в России
  • Второй Ватиканский собор об исламе
  • Богословские проблемы христиано-мусульманского диалога
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум
    На коллоквиуме студенты выступают с докладами и участвуют в дискуссии
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене студент получает билет с двумя вопросами по темам курса и отвечает на вопросы после подготовки
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Коллоквиум + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The New Cambridge History of Islam. (2010). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/chol9780521838238

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Arkoun, M. (2019). Rethinking Islam : Common Questions, Uncommon Answers. Routledge.
  • Ernst, C. W. (2003). Following Muhammad : Rethinking Islam in the Contemporary World. The University of North Carolina Press.
  • Küng, H. (2007). Islam : Past, Present and Future. Perseus Books, LLC.

Авторы

  • Журавский Алексей Васильевич
  • Хомченкова Варвара Валентиновна