Магистратура
2024/2025
История Ислама
Статус:
Курс обязательный (Мусульманские миры в России (История и культура))
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Журавский Алексей Васильевич
Прогр. обучения:
Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина призвана дать слушателям, не имеющим специального востоковедного образования, начальные знания о предметном содержании ислама как религии, о его специфических вероучительных и культовых чертах, особенностях его исторического развития и современном состоянии. А также ввести слушателей в круг проблематики исламоведения — науки изучающей ислам, познакомить с ее исследовательскими подходами и методами. Теоретическая задача курса — познакомить студентов с мусульманской богословской проблематикой, представить ислам прежде всего в парадигме дихотомии его родственности и чужеродности иудаизму и христианству. Практическая задача курса состоит в том, чтобы научить студентов грамотно пользоваться справочной литературой по исламу, доступными в переводах на русский и европейские языки источниками, уметь компетентно ориентироваться в исламоведческой литературе. Аксиологическая задача курса заключается в ориентации студентов на понимание верующего иначе и желание найти с ним общий язык. В основу изложения лекционного материала положен проблемно-аналитический принцип, позволяющий увидеть ислам в единстве его духовного содержания при всем многообразии его культурно-исторических проявлений. Специфика данного курса определяется также его компаративистским характером: анализ своеобразия предметного содержания ислама подкрепляется постоянным соотнесением с реалиями и концептами иудаизма и христианства. Вторая часть курса – христиано-мусульманский диалог – охватывает проблематику отношений адептов двух религий на протяжении 14 веков в четырех основных «контактных» зонах: на Ближнем Востоке, в Византии, Западной Европе и России. Также даются начальные представления о новой, возникшей лишь во 2–й половине XX столетия, дисциплине «богословии диалога», о ее становлении, ее основных направлениях, задачах и целях. Особое внимание уделяется представлениям мусульман и христиан друг о друге: как люди судят друг о друге и видят друг друга, когда они принадлежат разным религиям; каким образом традиционные, устоявшиеся модели и парадигмы представлений о другом уступают место новым, предполагающим прямое взаимодействие и общение.
Цель освоения дисциплины
- Знание предметного содержании ислама как религии (священных текстов, основ вероучения, культа, права), многообразия форм ислама в его историческом развитии и современном состоянии
- Знание специфики истории ислама в России и его современного состояния
- Знание проблематики исламоведения (науки изучающей ислам), его исследовательских подходов и методов
- Знакомство с проблематикой христиано-мусульманских отношений; как они складывались и развивались в ходе истории на протяжении 14 веков в четырех основных «контактных» зонах: на Ближнем Востоке, в Византии, Западной Европе и особенно в России
Планируемые результаты обучения
- Студенты должны анализировать степень реальности и эффективности христиано-мусульманского диалога в том или ином регионе и, особенно, в России; различать ложные (конъюнктурные) и подлинные формы диалога
- Студенты должны владеть основными религиоведческими навыками, позволяющими адекватно интерпретировать многообразие форм христиано-мусульманских отношений; навыками адекватной оценки многочисленной и крайне противоречивой литературы, посвященной межрелигиозным отношениям и диалогу
- Студенты должны получить знания об исламе как религии, исламоведении как науке его изучающей, об истории христиано-мусульманских отношений и их современном состоянии
- Студенты должны с позиций современного религиоведения понимать многообразие форм и неоднозначность христиано-мусульманских отношений, их зависимость от исторических, социальных и политических условий, связывать с конкретной культурной средой, в которой они развивались и развиваются
Содержание учебной дисциплины
- Вводная лекция
- Коран
- Мухаммад и Сунна
- Мусульманское право
- Культ в исламе
- Мусульманское вероучение. Шесть столпов веры. Бог и человек. Ангелология
- Мусульманское вероучение: Богооткровенные книги, пророки и посланники
- Мусульманское вероучение: Эсхатология и учение о предопределении
- Первоначальная мусульманская община, возникновение трех основных направлений в исламе
- Шиизм и суфизм, калам и фалсафа
- Мухаммад и его иудео-христианское окружение
- Встреча первых мусульман с сирийским христианством
- Византийцы и ислам
- Ислам глазами христианских полемистов Запада в средние века
- Мусульмане в России
- Второй Ватиканский собор об исламе
- Богословские проблемы христиано-мусульманского диалога
Элементы контроля
- КоллоквиумНа коллоквиуме студенты выступают с докладами и участвуют в дискуссии
- Активность на семинарских занятиях
- ЭкзаменНа экзамене студент получает билет с двумя вопросами по темам курса и отвечает на вопросы после подготовки
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Коллоквиум + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- The New Cambridge History of Islam. (2010). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/chol9780521838238
Рекомендуемая дополнительная литература
- Arkoun, M. (2019). Rethinking Islam : Common Questions, Uncommon Answers. Routledge.
- Ernst, C. W. (2003). Following Muhammad : Rethinking Islam in the Contemporary World. The University of North Carolina Press.
- Küng, H. (2007). Islam : Past, Present and Future. Perseus Books, LLC.