Магистратура
2024/2025![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Когнитивная психология
Статус:
Курс по выбору (UX-аналитика и проектирование информационных систем)
Направление:
01.04.02. Прикладная математика и информатика
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
UX-аналитика и проектирование информационных систем
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Мозг человека выполняет невероятно сложные вычисления. Он помогает извлекать смысл из поступающей от органов чувств информации, запоминать различные события, осваивать новые понятия, принимать важные решения и находить выход из сложных ситуаций. Все эти темы изучает когнитивная психология — наука о процессах обработки информации человеком. На занятиях будут рассматриваться наиболее известные исследования и теории восприятия, внимания, памяти, научения, мышления и сознания. Особое внимание уделяется темам, которые находят свое применение при решении прикладных задач в образовании, маркетинге и при разработке пользовательских интерфейсов.
Цель освоения дисциплины
- Формирование знаний о ключевых понятиях, теориях и результатах эмпирических исследований в когнитивной психологии.
- Развитие навыков критического анализа исследований, посвященных изучению познавательных способностей человека.
- Формирование представлений об основных областях применения достижений когнитивной психологии в исследовании и разработке продуктов для человеко-компьютерного взаимодействия.
Планируемые результаты обучения
- Анализируют подходы к описанию мышления (Д. Канеман vs. Г. Гигеренцер).
- Выявляют и анализируют процессы научения в задачах, связанных с взаимодействием человек-компьютер.
- Могут назвать основные допущения, методы и ограничения когнитивного подхода.
- Могут объяснить различия между прикладными и фундаментальными исследованиями в когнитивной психологии.
- Описывают ключевые различия между конструктивистским и экологическим подходами к зрительному восприятию
- Описывают типичные ошибки мышления при решении логических задач, оценке вероятностей и при управлении динамическими комплексными системами.
- Описывают факторы, влияющие на сохранение или потерю информации в системах сенсорной, кратковременной и долговременной памяти.
- Применяют принципы работы внимания для управления поведением пользователя.
- Применяют принципы работы памяти для решения прикладных задач.
- Формулируют определение и разрабатывают критерии для оценки сознательного статуса искусственной интеллектуальной системы.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в когнитивную психологию и исторический обзор
- Фундаментальная и прикладная когнитивная психология
- Ощущение и восприятие
- Внимание
- Память. Виды и модели памяти
- Искажения в памяти и забывание
- Научение и перенос знаний. Экспертные знания
- Мышление. Решение творческих задач
- Принятие решений и умозаключения
- Сознание. Метакогнитивные процессы. Искусственный интеллект.
Элементы контроля
- Экзаменационный тестТест состоит из 30-40 вопросов с несколькими вариантами ответов, которые оцениваются одинаково. На его выполнение отводится не более 60 минут. Во время теста студенты могут пользоваться рукописными или печатными заметками, но они НЕ могут общаться друг с другом.
- Работа на семинарах
- Индивидуальный проектПрактический кейс по разработке концепта приложения, в котором реализуются принципы, основанные на результатах исследований в области когнитивной психологии.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd moduleИтоговая оценка = Экзаменационный тест * 0,3 + Индивидуальный проект * 0,4 + Работа на семинарах * 0,3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06615-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452635 (дата обращения: 27.08.2024).
- Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 386 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06807-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452925 (дата обращения: 27.08.2024).
- Холодная, М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили : учебное пособие для вузов / М. А. Холодная. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455236 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Levitin, D. J. (2002). Foundations of Cognitive Psychology : Core Readings. Cambridge, Mass: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=78136