• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Лингво-культурологический семинар «Ближневосточные исследования»

Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений
Язык: русский
Кредиты: 12

Программа дисциплины

Аннотация

«Лингво-культурологический семинар "Ближневосточные исследования"» представляет собой комплексную языковую программу, состоящую из 5 блоков: египетского диалекта, филологического дискурса, языка права, арабской эстрады и арабского пластического искусства. Она закладывает основы для профессиональной специализации и квалифицированной исследовательской деятельности. Пререквизитом для 2 курса является успешное освоение программы 1 курса дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение профессиональных навыков практического владения египетским диалектом арабского разговорного языка и основных навыков лингвистического и филологического анализа текста на египетском диалекте.
  • Ознакомиться с арабской филологической традицией, изучить ее теорию и терминологию, читать и переводить произведения представителей АФТ, анализировать данную теорию с точки зрения современной лингвистики.
  • Изучить основные формальные и содержательные особенности арабского правового дискурса; владеть основным правовым понятийным аппаратом и соответствующей арабской терминологией.
  • Ознакомиться с современной арабской эстрадой, изучить ее текстовые и музыкальные особенности, познакомиться с творчеством наиболее видных представителей.
  • Ознакомиться с современным арабским пластическим искусством (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография, костюм), изучить основной понятийный аппарат и соответствующую арабскую терминологию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет читать и переводить тексты на египетском диалекте, принадлежащие к разным жанрам (художественная литература, драма, стихи, фольклорные произведения, бытовая беседа и др.); имеет навыки ведения беседы и диалога на арабском литературном языке и египетском диалекте с использованием социолингвистически и стилистически адекватных средств языка в объеме изученной лексики.
  • Использует адекватные социокультурные модели коммуникации в типовых ситуациях; умеет осуществлять двусторонний устный перевод (с египетского диалекта на русский и с русского на египетский диалект); владеет основными навыками лингвистического и филологического анализа текста на египетском диалекте.
  • Владеет основными навыками лингвистического и филологического анализа средневекового и современного филологического текста на арабском языке; знает понятийный аппарат и соответствующую терминологию в области фонетики, лексикографии, грамматики и риторики.
  • Знает основные формальные и содержательные особенности арабского правового дискурса как профессиональной подсистемы арабского языка в его письменной и устной формах, понимает специфику взаимодействия литературного и устно-разговорного видов арабского языка в области права, знает основные институты права в арабских странах; владеет основным правовым понятийным аппаратом и соответствующей арабской терминологией, умеет правильно анализировать и переводить юридические тексты с арабского и на него.
  • Знает общие языковые и музыкальные особенности современной арабской эстрады в Ираке, Сирии, Алжире и Марокко, знает творчество наиболее видных ее представителей, понимает связи эстрадной песни с поэзией и музыкальной историей указанных стран, узнаёт произведение и исполнителя со слуха и умеет его переводить.
  • Знает общие особенности современного арабского пластического искусства, владеет основным понятийным аппаратом и соответствующей арабской терминологией, умеет правильно интерпретировать и переводить искусствоведческие тексты в соответствующих областях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс. 1 модуль.
  • 1 курс. 2 модуль.
  • 1 курс. 3 модуль.
  • 1 курс. 4 модуль.
  • 2 курс. 1 модуль.
  • 2 курс. 2 модуль.
  • 2 курс. 3 модуль.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен. Модуль 3.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Итоговый контроль каждого года по дисциплине (экзамен 4-го модуля 1-го года и экзамен 3 модуля 2-го года) является блокирующим для всей дисциплины. Оценка за работу в модуле и оценки за письменную часть экзамена выставляются ведущим преподавателем (преподавателями) курса в данной языковой группе. В случае возникновения спорных вопросов по текущим контрольным работам и письменной части экзамена может приниматься коллегиальное решение с участием других ведущих преподавателей курса (состав комиссии для принятия решения определяется решением директора департамента по согласованию с академическим руководителем программы). Оценка за устную часть экзамена выставляется комиссией, состоящей, как правило, из двух преподавателей. Результирующая оценка выставляется ведущим преподавателем данной группы. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5 - 2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Студент допускается к экзамену при любой оценке за работу в модуле. Если оценка в модуле низкая (0-3), то для выставления положительной результирующей оценки студент должен получить высокую оценку на экзамене, позволяющую получить соответствующий результат.
  • блокирующий Экзамен. Модуль 4.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Итоговый контроль каждого года по дисциплине (экзамен 4-го модуля 1-го года и экзамен 3 модуля 2-го года) является блокирующим для всей дисциплины. Оценка за работу в модуле и оценки за письменную часть экзамена выставляются ведущим преподавателем (преподавателями) курса в данной языковой группе. В случае возникновения спорных вопросов по текущим контрольным работам и письменной части экзамена может приниматься коллегиальное решение с участием других ведущих преподавателей курса (состав комиссии для принятия решения определяется решением директора департамента по согласованию с академическим руководителем программы). Оценка за устную часть экзамена выставляется комиссией, состоящей, как правило, из двух преподавателей. Результирующая оценка выставляется ведущим преподавателем данной группы. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5 - 2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Студент допускается к экзамену при любой оценке за работу в модуле. Если оценка в модуле низкая (0-3), то для выставления положительной результирующей оценки студент должен получить высокую оценку на экзамене, позволяющую получить соответствующий результат.
  • неблокирующий Экзамен. Модуль 2.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Итоговый контроль каждого года по дисциплине (экзамен 4-го модуля 1-го года и экзамен 3 модуля 2-го года) является блокирующим для всей дисциплины. Оценка за работу в модуле и оценки за письменную часть экзамена выставляются ведущим преподавателем (преподавателями) курса в данной языковой группе. В случае возникновения спорных вопросов по текущим контрольным работам и письменной части экзамена может приниматься коллегиальное решение с участием других ведущих преподавателей курса (состав комиссии для принятия решения определяется решением директора департамента по согласованию с академическим руководителем программы). Оценка за устную часть экзамена выставляется комиссией, состоящей, как правило, из двух преподавателей. Результирующая оценка выставляется ведущим преподавателем данной группы. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5 - 2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Студент допускается к экзамену при любой оценке за работу в модуле. Если оценка в модуле низкая (0-3), то для выставления положительной результирующей оценки студент должен получить высокую оценку на экзамене, позволяющую получить соответствующий результат.
  • неблокирующий Контрольные работы
    Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: полноту и правильность ответов, результатов выполнения заданий и активность студентов на занятиях. При этом определяется средний балл за письменные работы, ответы на задания и отдельно – средний балл за устные ответы и выступления. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Итог за контрольные работы вычисляется как среднее арифметическое всех оценок за контрольные работы.
  • неблокирующий Экзамен. Модуль 2.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Итоговый контроль каждого года по дисциплине (экзамен 4-го модуля 1-го года и экзамен 3 модуля 2-го года) является блокирующим для всей дисциплины. Оценка за работу в модуле и оценки за письменную часть экзамена выставляются ведущим преподавателем (преподавателями) курса в данной языковой группе. В случае возникновения спорных вопросов по текущим контрольным работам и письменной части экзамена может приниматься коллегиальное решение с участием других ведущих преподавателей курса (состав комиссии для принятия решения определяется решением директора департамента по согласованию с академическим руководителем программы). Оценка за устную часть экзамена выставляется комиссией, состоящей, как правило, из двух преподавателей. Результирующая оценка выставляется ведущим преподавателем данной группы. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5 - 2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Студент допускается к экзамену при любой оценке за работу в модуле. Если оценка в модуле низкая (0-3), то для выставления положительной результирующей оценки студент должен получить высокую оценку на экзамене, позволяющую получить соответствующий результат.
  • неблокирующий Домашние работы
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полноту и правильность выполнения домашних заданий. Оценки за самостоятельную работу выставляются в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Итог за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как сумма всех оценок за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях и оценок за тексты и доклады.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.16 * Домашние работы + 0.24 * Контрольные работы + 0.6 * Экзамен. Модуль 2.
  • 2024/2025 4th module
    0.16 * Домашние работы + 0.24 * Контрольные работы + 0.6 * Экзамен. Модуль 4.
  • 2025/2026 2nd module
    0.16 * Домашние работы + 0.24 * Контрольные работы + 0.6 * Экзамен. Модуль 2.
  • 2025/2026 3rd module
    0.16 * Домашние работы + 0.24 * Контрольные работы + 0.6 * Экзамен. Модуль 3.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Исламское право и диалог культур в современном мире / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. — (Монографии ВШЭ. Юридические науки) - 978-5-7598-2414-5 - Сюкияйнен Л. Р. - 2022 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382770 - 382770 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История исламских теорий права. Введение в суннитскую теорию права / пер. с англ. И. А. Царегородцевой ; под науч. ред. И. Л. Алексеева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. — (Переводные учебники ВШЭ) - 978-5-7598-2096-3 - Халляк Ваэл - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372267 - 372267 - iBOOKS

Авторы

  • Илюшина Милана Юрьевна
  • Мамедшахов Рамазан Гамидович