Магистратура
2024/2025
Лингво-культурологический семинар «Ближневосточные исследования»
Статус:
Курс по выбору (Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений)
Направление:
58.04.01. Востоковедение и африканистика
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Альдгем Билаль,
Иванова Анастасия Михайловна,
Илюшина Милана Юрьевна,
Мамедшахов Рамазан Гамидович,
Яку Гасан Саид
Прогр. обучения:
Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений
Язык:
русский
Кредиты:
12
Программа дисциплины
Аннотация
«Лингво-культурологический семинар "Ближневосточные исследования"» представляет собой комплексную языковую программу, состоящую из 5 блоков: египетского диалекта, филологического дискурса, языка права, арабской эстрады и арабского пластического искусства. Она закладывает основы для профессиональной специализации и квалифицированной исследовательской деятельности. Пререквизитом для 2 курса является успешное освоение программы 1 курса дисциплины.
Цель освоения дисциплины
- Освоение профессиональных навыков практического владения египетским диалектом арабского разговорного языка и основных навыков лингвистического и филологического анализа текста на египетском диалекте.
- Ознакомиться с арабской филологической традицией, изучить ее теорию и терминологию, читать и переводить произведения представителей АФТ, анализировать данную теорию с точки зрения современной лингвистики.
- Изучить основные формальные и содержательные особенности арабского правового дискурса; владеть основным правовым понятийным аппаратом и соответствующей арабской терминологией.
- Ознакомиться с современной арабской эстрадой, изучить ее текстовые и музыкальные особенности, познакомиться с творчеством наиболее видных представителей.
- Ознакомиться с современным арабским пластическим искусством (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография, костюм), изучить основной понятийный аппарат и соответствующую арабскую терминологию.
Планируемые результаты обучения
- Умеет читать и переводить тексты на египетском диалекте, принадлежащие к разным жанрам (художественная литература, драма, стихи, фольклорные произведения, бытовая беседа и др.); имеет навыки ведения беседы и диалога на арабском литературном языке и египетском диалекте с использованием социолингвистически и стилистически адекватных средств языка в объеме изученной лексики.
- Использует адекватные социокультурные модели коммуникации в типовых ситуациях; умеет осуществлять двусторонний устный перевод (с египетского диалекта на русский и с русского на египетский диалект); владеет основными навыками лингвистического и филологического анализа текста на египетском диалекте.
- Владеет основными навыками лингвистического и филологического анализа средневекового и современного филологического текста на арабском языке; знает понятийный аппарат и соответствующую терминологию в области фонетики, лексикографии, грамматики и риторики.
- Знает основные формальные и содержательные особенности арабского правового дискурса как профессиональной подсистемы арабского языка в его письменной и устной формах, понимает специфику взаимодействия литературного и устно-разговорного видов арабского языка в области права, знает основные институты права в арабских странах; владеет основным правовым понятийным аппаратом и соответствующей арабской терминологией, умеет правильно анализировать и переводить юридические тексты с арабского и на него.
- Знает общие языковые и музыкальные особенности современной арабской эстрады в Ираке, Сирии, Алжире и Марокко, знает творчество наиболее видных ее представителей, понимает связи эстрадной песни с поэзией и музыкальной историей указанных стран, узнаёт произведение и исполнителя со слуха и умеет его переводить.
- Знает общие особенности современного арабского пластического искусства, владеет основным понятийным аппаратом и соответствующей арабской терминологией, умеет правильно интерпретировать и переводить искусствоведческие тексты в соответствующих областях.
Содержание учебной дисциплины
- 1 курс. 1 модуль.
- 1 курс. 2 модуль.
- 1 курс. 3 модуль.
- 1 курс. 4 модуль.
- 2 курс. 1 модуль.
- 2 курс. 2 модуль.
- 2 курс. 3 модуль.
Элементы контроля
- Экзамен. Модуль 3.В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Итоговый контроль каждого года по дисциплине (экзамен 4-го модуля 1-го года и экзамен 3 модуля 2-го года) является блокирующим для всей дисциплины. Оценка за работу в модуле и оценки за письменную часть экзамена выставляются ведущим преподавателем (преподавателями) курса в данной языковой группе. В случае возникновения спорных вопросов по текущим контрольным работам и письменной части экзамена может приниматься коллегиальное решение с участием других ведущих преподавателей курса (состав комиссии для принятия решения определяется решением директора департамента по согласованию с академическим руководителем программы). Оценка за устную часть экзамена выставляется комиссией, состоящей, как правило, из двух преподавателей. Результирующая оценка выставляется ведущим преподавателем данной группы. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5 - 2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Студент допускается к экзамену при любой оценке за работу в модуле. Если оценка в модуле низкая (0-3), то для выставления положительной результирующей оценки студент должен получить высокую оценку на экзамене, позволяющую получить соответствующий результат.
- Экзамен. Модуль 4.В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Итоговый контроль каждого года по дисциплине (экзамен 4-го модуля 1-го года и экзамен 3 модуля 2-го года) является блокирующим для всей дисциплины. Оценка за работу в модуле и оценки за письменную часть экзамена выставляются ведущим преподавателем (преподавателями) курса в данной языковой группе. В случае возникновения спорных вопросов по текущим контрольным работам и письменной части экзамена может приниматься коллегиальное решение с участием других ведущих преподавателей курса (состав комиссии для принятия решения определяется решением директора департамента по согласованию с академическим руководителем программы). Оценка за устную часть экзамена выставляется комиссией, состоящей, как правило, из двух преподавателей. Результирующая оценка выставляется ведущим преподавателем данной группы. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5 - 2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Студент допускается к экзамену при любой оценке за работу в модуле. Если оценка в модуле низкая (0-3), то для выставления положительной результирующей оценки студент должен получить высокую оценку на экзамене, позволяющую получить соответствующий результат.
- Экзамен. Модуль 2.В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Итоговый контроль каждого года по дисциплине (экзамен 4-го модуля 1-го года и экзамен 3 модуля 2-го года) является блокирующим для всей дисциплины. Оценка за работу в модуле и оценки за письменную часть экзамена выставляются ведущим преподавателем (преподавателями) курса в данной языковой группе. В случае возникновения спорных вопросов по текущим контрольным работам и письменной части экзамена может приниматься коллегиальное решение с участием других ведущих преподавателей курса (состав комиссии для принятия решения определяется решением директора департамента по согласованию с академическим руководителем программы). Оценка за устную часть экзамена выставляется комиссией, состоящей, как правило, из двух преподавателей. Результирующая оценка выставляется ведущим преподавателем данной группы. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5 - 2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Студент допускается к экзамену при любой оценке за работу в модуле. Если оценка в модуле низкая (0-3), то для выставления положительной результирующей оценки студент должен получить высокую оценку на экзамене, позволяющую получить соответствующий результат.
- Контрольные работыПреподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: полноту и правильность ответов, результатов выполнения заданий и активность студентов на занятиях. При этом определяется средний балл за письменные работы, ответы на задания и отдельно – средний балл за устные ответы и выступления. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Итог за контрольные работы вычисляется как среднее арифметическое всех оценок за контрольные работы.
- Экзамен. Модуль 2.В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Итоговый контроль каждого года по дисциплине (экзамен 4-го модуля 1-го года и экзамен 3 модуля 2-го года) является блокирующим для всей дисциплины. Оценка за работу в модуле и оценки за письменную часть экзамена выставляются ведущим преподавателем (преподавателями) курса в данной языковой группе. В случае возникновения спорных вопросов по текущим контрольным работам и письменной части экзамена может приниматься коллегиальное решение с участием других ведущих преподавателей курса (состав комиссии для принятия решения определяется решением директора департамента по согласованию с академическим руководителем программы). Оценка за устную часть экзамена выставляется комиссией, состоящей, как правило, из двух преподавателей. Результирующая оценка выставляется ведущим преподавателем данной группы. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5 - 2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Студент допускается к экзамену при любой оценке за работу в модуле. Если оценка в модуле низкая (0-3), то для выставления положительной результирующей оценки студент должен получить высокую оценку на экзамене, позволяющую получить соответствующий результат.
- Домашние работыПреподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полноту и правильность выполнения домашних заданий. Оценки за самостоятельную работу выставляются в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Итог за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как сумма всех оценок за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях и оценок за тексты и доклады.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.16 * Домашние работы + 0.24 * Контрольные работы + 0.6 * Экзамен. Модуль 2.
- 2024/2025 4th module0.16 * Домашние работы + 0.24 * Контрольные работы + 0.6 * Экзамен. Модуль 4.
- 2025/2026 2nd module0.16 * Домашние работы + 0.24 * Контрольные работы + 0.6 * Экзамен. Модуль 2.
- 2025/2026 3rd module0.16 * Домашние работы + 0.24 * Контрольные работы + 0.6 * Экзамен. Модуль 3.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Исламское право и диалог культур в современном мире / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. — (Монографии ВШЭ. Юридические науки) - 978-5-7598-2414-5 - Сюкияйнен Л. Р. - 2022 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382770 - 382770 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- История исламских теорий права. Введение в суннитскую теорию права / пер. с англ. И. А. Царегородцевой ; под науч. ред. И. Л. Алексеева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. — (Переводные учебники ВШЭ) - 978-5-7598-2096-3 - Халляк Ваэл - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372267 - 372267 - iBOOKS