Магистратура
2024/2025
Государственная служба
Статус:
Курс по выбору (Право и государственное управление)
Направление:
40.04.01. Юриспруденция
Где читается:
Юридический факультет (Санкт-Петербург)
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Астраханцева Евгения Владимировна
Прогр. обучения:
Право и государственное управление
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Государственная служба» предполагает формирование у студентов знаний о современном состоянии и основных тенденциях развития законодательства в данной сфере, принципах построения и функционирования различных видов государственной службы, основных юридических терминов, дефиниций и институтов, связанных с различными видами государственной службы, правовом статусе государственного служащего и особенностях правового регулирования, связанных с условиями приема, прохождения и прекращения различных видов государственной службы.
Цель освоения дисциплины
- приобретение студентами базовых теоретических знаний о системе гражданской службы и роли данного института в обществе;
- освоение студентами закономерностей и особенностей регулирования отношений в данной области, в том числе применительно к различным видам службы;
- выработка навыков анализа источников права, в том числе сравнительно-правового, и использования общих подходов, принципов и норм, связанных с порядком поступления, прохождения и прекращения государственной службы, а также содержанием правового статуса государственного служащего, в профессиональной деятельности
Планируемые результаты обучения
- Знает механизмы противодействия коррупции. Различает запреты, ограничения и обязанности. Знает судебную практику по данным вопросам. Знает и проблему конфликта интересов и практике может применить меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
- Знает понятие государственной службы субъектов РФ, выделяет отличительные черты в содержании этапов ее прохождения, а также различия в правовом статусе лиц, занимающих государственные должности субъекта РФ, и государственного служащего субъекта РФ.
- Знает понятие государственной службы, знает и характеризует содержание этапов ее прохождения. Знает содержание правового статуса государственного гражданского служащего.
- Знает понятия и виды государственных должностей, государственных служащих. Понимает содержание правового статуса государственного служащего.
- Понимает иерархию источников права, их действие в пространстве, времени и по кругу лиц, а также особенности их соотношения друг с другом. Понимает содержание основных принципов государственной службы и применяет их при толковании действующего законодательства.
- Понимает понятие, методы и принципы государственной службы в РФ и знает виды и значимые черты их отличия. Понимает структуру и функции федеральной государственной службы. Знает основные принципы организации и функционирования всех видов государственной службы
- Понимает отличия различных видов службы. Знает и характеризует содержание этапов их прохождения. Знает отличительные черты в правовых статусах иных государственных служащих
- Понимает механизм кадровой политики на государственной службе. Знает основы формирования кадрового резерва, а также ведения личных дел и сохранения персональных данных.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общие вопросы о государственной службе РФ
- Тема 2. Источники права, регулирующие государственную службу. Принципы государственной службы
- Тема 3. Правовой статус государственного служащего. Должности государственной службы. Государственные служащие
- Тема 4. Федеральная гражданская служба.
- Тема 5. Военная служба.
- Тема 6. Иные виды федеральной государственной службы.
- Тема 7. Государственная служба в субъектах РФ.
- Тема 8. Противодействие коррупции на государственной службе.
Элементы контроля
- Посещение семинарских занятий и работа на нихМаксимальная оценка по итогам данной формы контроля – 1 балл. Общая оценка за семинарские занятия объявляется на последнем семинарском занятии
- Письменный экзамен в виде решения задачиЭкзамен состоит из одного задания по проблематике курса в форме решения задачи (казуса), коллизии или анализа законодательной новеллы/проекта нормативно-правового акта. Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний трудового права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Ответ должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Продолжительность экзамена – 45 минут. Использование текстов нормативно правовых актов допускается по разрешению преподавателя. О наличии или отсутствии такого разрешения студенты уведомляются на последнем семинарском занятии. Использование иных источников информации не допускается.
- Письменное тестирование по итогам лекцийТестирование проводится на последнем лекционном занятии. Продолжительность тестирования – 15 минут. Тест состоит из 10 вопросов по тематике лекций с предлагаемыми вариантами ответа, из которых нужно указать верный. Если ответ на вопрос требует несколько вариантов, то необходимо перечислить все. Использование текстов нормативно правовых актов допускается по разрешению преподавателя. О наличии или отсутствии такого разрешения студенты уведомляются на предпоследней лекции. Использование иных источников информации не допускается. Максимальное количество баллов по итогам тестирования – 10. Минимальное (при условии явки на прохождение контроля и отсутствии нарушения академических норм) – 1.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th moduleО результ. = 0,2 * О тест. + 2 * О сем. + 1,2 * О экз. где О результ. – результирующая оценка (максимальное количество баллов – 10); О тест. – оценка за письменное тестирование по итогам лекций (максимум 10 баллов); О сем. – оценка за посещение и работу на семинарах (максимум 1 балл); О экз. – оценка за экзамен (максимум 5 баллов). Если 0,2 * О тест + 2 * О сем. в формуле оценивания конкретного студента дают не менее 2,5 балла, то студент имеет право получить оценку по дисциплине «автоматом» (без проведения экзамена). В этом случае итоговая оценка по 10-балльной шкале определяется по формуле (0,2 * О тест + 2 * О сем.) / 0,4. Результат округляется в сторону меньшего целого числа. О желании получить «автомат» студент уведомляет преподавателя письменно через корпоративную электронную почту не позднее дня, следующего за днём последнего семинарского занятия. При отсутствии такого уведомления оценка «автоматом» не выставляется, в том числе в случае, если итоговая оценка за предмет с учётом результатов экзамена окажется неудовлетворительной. 1. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS. 2. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 3. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дёмин, А. А. Государственная служба в Российской Федерации : учебник для вузов / А. А. Дёмин. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 346 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15792-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509732 (дата обращения: 27.08.2024).
- Соловьев А.В. - Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-26930-3 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/38942 - 38942 - PROSPECT
Рекомендуемая дополнительная литература
- Государственная и муниципальная служба : учебник / под ред. А.Н. Митина, В.Ш. Шайхатдинова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 601 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5c6d1e6315c966.66409665. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/996121