• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Научно-исследовательский семинар "Полевое исследование: методы, практики, эмоции"

Статус: Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 12

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса охватывается весь процесс подготовки и реализации исследовательского проекта: от обсуждения методологических особенностей качественного исследования, выбора темы исследования и планирование работы на год до правил написания научных текстов и тренингов по презентации результатов. Курс включает следующие разделы: (1) Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования; (2) Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании; (3) Сбор и обработка данных; (4) Анализ данных и описание эмпирических результатов; (5) Презентация результатов научного исследования. В рамках научно-исследовательского семинара на первом году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках курсовой работы. В рамках научно-исследовательского семинара на втором году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды
  • Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды, готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
  • Выработать готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Берет качественное интервью.
  • Ведет дневник наблюдения.
  • Выступает с презентацией результатов исследования
  • Готовит презентацию результатов собственного исследования.
  • Знает логику и правила проведения качественного социологического исследования.
  • Знает правила академического письма.
  • Ищет релевантные источники и составляет библиографический список по теме исследования.
  • Пишет академические тексты.
  • Пишет обзор дискуссии по теме.
  • Проводит участвующее наблюдение.
  • Разрабатывает дизайн (программу) исследования.
  • Рассчитывает выборку для своего исследовательского проекта
  • Составляет гайд интервью.
  • Читает тексты академически.
  • Владеет языком и аппаратом основ философии и социально-гуманитарных наук для решения проблем на стыке наук
  • Выявляет потребности социальных групп и включает их в описание проблемы исследования
  • Демонстрирует знание правил проведения социологического исследования
  • Демонстрирует знание этических норм социологического исследования и следует им в своем исследовании
  • Может организовать работу исследовательской группы
  • Может сформулировать проблемную ситуацию
  • Проводит собственное социологическое исследование
  • Рефлексивно относится к социологической работе
  • Самостоятельно определяет набор данных достаточный для представления различных проблем научного и этического характера
  • Самостоятельно применяет методы социологического исследования
  • Собирает и интерпретирует данные по заданным проблемам
  • Способен выполнять работу соответствующую технологическим требованиям и нормативов в профессиональной деятельности
  • Способен представить свой исследовательский проект с помощью презентации
  • Способен разработать концептуализацию собранных данных в рамках своего исследовательского проекта
  • Способен скорректировать программу социологического исследования, предложить собственную методику сбора или анализа
  • Способен сформулировать проблему и с помощью своих знаний найти пути решения этой проблемы
  • Успешно применяет методы социологического исследования для своего исследовательского проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования.
  • Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании
  • Сбор и обработка данных
  • Анализ данных и описание эмпирических результатов
  • Презентация результатов научного исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дизайн исследования
    В рамках данного задания студент должен выбрать тему своего исследования, разработать дизайн исследова- ния и представить его на заключительных занятиях модуля
  • неблокирующий Обзор литературы
    Студент готовит обзор литературы по теме своей КР/ВКР. Задание включает в себя: 1. презентацию структуры лит.обзора и концептуальной карты/схемы прочитанного 2. письменный черновик отрывка лит.обзора (5 страниц)
  • неблокирующий Сбор данных
    Студент собирает базу эмпирических данных для своей КР/ВКР. Результаты полевой работы представляются на заключительных занятиях модуля. В презентацию необходимо включить: Цель, предмет и объект исследования Описание и обоснование выборки. Описание собранных данных –характеристики интервью/материалов, портрет информантов и т.п. Что еще не собрано и план по сбору Трудности, с которыми столкнулись, и как их решили. Что не получилось. Что получилось. В презентации должна быть рефлексия опыта сбора данных.
  • неблокирующий Анализ данных
    Студент должен проанализировать свои эмпирические данные и представить полученные результаты своего годового исследования. Презентация результатов приравнивается к защите КР/предзащите ВКР.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * Дизайн исследования + 0.5 * Обзор литературы
  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Анализ данных + 0.5 * Сбор данных
  • 2025/2026 2nd module
    0.5 * Дизайн исследования + 0.5 * Обзор литературы
  • 2025/2026 4th module
    0.5 * Анализ данных + 0.5 * Сбор данных
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Горшков, М. К.  Прикладная социология + практикум в ЭБС : учебник и практикум для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, Б. З. Докторов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10789-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431522 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hammersley, M. (2013). What Is Qualitative Research? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512018

Авторы

  • Омельченко Елена Леонидовна
  • Крупец Яна Николаевна
  • Лисовская Ирина Викторовна