Магистратура
2024/2025



Управление корпоративными инновациями
Статус:
Курс обязательный (Управление организациями и проектами)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Пылина Нина Владимировна
Прогр. обучения:
Управление организациями и проектами
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины является развитие компетенций студентов в области управления корпоративными инновациями как одного из направлений обеспечения устойчивой конкурентоспособности за счет создания и вывода на рынок новых продуктов и технологий, инициирование возникновения новых рынков и отраслей, создания новых форм и методов организации производства и бизнеса. Дисциплина предполагает развитие навыков обоснования и принятия решений в области коммерциализации технологических инноваций на всех этапах их жизненного цикла. В результате освоения дисциплины студенты овладевают понятийно-теоретическим аппаратом в области управления корпоративными инновациями, приобретают навыки и умения применения методов и инструментов управления инновационно-технологическими проектами и новыми бизнесами.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины «Управление корпоративными инновациями» заключается в формировании компетенций, связанных с управлением инновационной деятельностью в бизнесе, влиянием на бизнес инновационной инфраструктуры и институтов развития, а также национальной политики в области инноваций. Задачами изучения дисциплины являются: – выработка компетенций по принятию решений по управлению инновационной деятельностью на разных стадиях жизненного цикла продуктов, технологий, организаций; – расширение профессиональных знаний в области теоретической инноватики, научно-методической основы планирования, организации, регулирования, мониторинга и стимулирования инновационных процессов; – развитие представлений о современных трендах научно-технического, технологического и инновационного развития; – формирование умений анализа и оценки коммерческого потенциала и рисков инновационных проектов различного типа и масштабов; – выработки навыков технико-экономического обоснования, презентации и защиты бизнес-идей инноваций.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает основные типы организационных культур. Может самостоятельно оценить к какому типу относится организационная культура конкретной компании.
- отличает стратегические альянсы от других форма сотрудничества компании с зарубежными партнерами
- Знают роль инновационных кластеров в экономики России, описывают существующие кластеры, выделяют роль венчурного капитала в развитии кластеров.
- Владеет навыками применения законов и закономерностей инновационного развития для формирования стратегий и программ инновационного развития.
- Понимает основные тенденции в сфере инноваций, инновационные стратегии, типы корпоративных инноваций.
- Понимает инновационное значение данных для анализа деятельности
- Уметь идентифицировать ключевые факторы устойчивой конкурентоспособности бизнеса на основе инноваций.
- Анализ мотивации, выгод и сложностей взаимодействие крупных и малых инновационных компаний.
- Анализировать эффективность и рациональность размещения и зонирования инновационной (промышленной) инфраструктуры
- Знать ка работают бизнес-инкубаторы, технопарки, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий, особые экономические зоны
- Формулирует объект, предмет, методы теоретической инноватики. Различает виды инновационной деятельности и ее основные характеристики.
- Умеет распознавать технологического предпринимателя.
- Анализирует и сравнивает основные тренды и парадигмы, современные подходы и концепции инновационного развития.
- Разрабатывать программы инновационного развития небольших компаний на основе информации о крупных системообразующих компаний.
- Анализировать экосистему инноваций в бизнесе (малый, средний).
- Умеет определить типовые риски инновационного развития.
- Разрабатывает стратегии управления рисками инновационного развития предприятий.
- Анализируются факторы инновационной активности предприятий и устанавливаются причины низкой инновационной активности компаний.
- Применяет методику оценки инновационной активности, в том числе, такой показатель, как инновационная восприимчивость.
- Оценивает организационную культуру для принятия решений по инновационному потенциалу персонала.
- Объясняет основные тренды влияния корпоративной культуры на эффективность инновационной деятельности
Содержание учебной дисциплины
- Понятийно-методологический аппарат теории инноваций (теоретической инноватики) как базис исследований и проектирования инновационных процессов и управления инновациями различного уровня
- Актуальные тренды научно-технического, технологического и инновационного развития. Новая технологическая парадигма.
- Инфраструктура инновационной деятельности и институты развития и их роль в инновационных процессах.
- Крупные системообразующие предприятия и холдинги и их роль в повышении инновационной активности национальной экономики
- Национальная и региональные инновационные системы и экосистема инноваций. Инновационные кластеры. Корпоративные сети и технологические альянсы в инновационном процессе
- Анализ рисков инновационного развития бизнеса и их учет в процессе формирования стратегии компании.
- Организационная культура как фактор инновационной активности бизнеса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мумладзе, Р. Г., Управление инновационной деятельностью : учебник / Р. Г. Мумладзе, О. В. Николаев, Е. Б. Толпаров. — Москва : Русайнс, 2021. — 147 с. — ISBN 978-5-4365-5338-2. — URL: https://book.ru/book/938248 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Никитенко, И. В., Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России : монография / И. В. Никитенко, Т. М. Рогуленко, С. В. Пономарёва. — Москва : Русайнс, 2020. — 199 с. — ISBN 978-5-4365-4248-5. — URL: https://book.ru/book/935262 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Баранчеев, В. П. Управление инновациями : учебник для вузов / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 747 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11705-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510493 (дата обращения: 27.08.2024).