Магистратура
2023/2024
Теория и психотерапия травмы
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Цель освоения дисциплины
- - Формирование представлений о нейробиологических и когнитивных закономерностях формирования травмы.
- - Знакомство с вариантами распространенных последствий травмы для психического здоровья.
- - Развитие умений оценивать выраженность симптоматики травматического стресса при помощи психодиагностического инструментария.
- - Формирование навыков психологического консультирования в острый и посттравматический периоды.
- иметь представление о комплексной травме и травматических стрессовых реакциях;
- уметь проводить диагностику травматических стрессовых расстройств ПТСР в МКБ10, ПТСР в DSM5
- уметь ставить и профессионально решать задачи в научно-исследовательской и практической деятельности;
- прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида;
- уметь применять навыки психотерапевтической помощи в работе с кризисными клиентами.
Планируемые результаты обучения
- Определение терминов: потенциально травмирующее событие (типы); травма и травматический стресс;
- Острая стрессовая реакция (МКБ-11) и острое стрессовое расстройство (DSM-5-TR);
- посттравматический стресс (ПТС), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и осложненное (complex; комплексное) посттравматическое стрессовое расстройство (ОПТСР/КПТСР);
- Затяжная патологическая реакция горя. Ключевая симптоматика.
- 1. Международный опросник травмы (МОТ) (International trauma questionnaire; ITQ)
- 2. Чеклист ПТСР для DSM-5 (PTSD Checklist for DSM-5; PCL-5) и Чеклист жизненных событий (Life Events Checklist; LEC-5)
- 3. Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinician-Administered Scale; CAPS)
- 4. Структурированное клиническое диагностическое интервью (Structured Clinical Interview for DSM; SCID)
- 5. Скрининг ПТСР (Trauma Screening Questionnaire; TSQ)
- 6. Шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС) Марди Джона Горовица (Horowitz М. J.; Imact of Ecent Scale- R; IES-R)
- 7. Миссисипская шкала – гражданский и военный вариант (Mississipi Scale-M&MS)
- 8. Опросник выраженности психопатологической
- 9. Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory; BDI)
- 10. Шкала депрессии, тревоги и стресса (Depression Anxiety and Stress Scale-21; DASS-21)
- 11. Опросник перитравматической диссоциации (ОПД)
- 12. Шкала диссоциации (Dissociative Experience Scale; DES)
- 13. Опросник для оценки терапевтической динамики ПТСР (Treatment Outcome PTSD Scale; TOP-8)
- Ранние интервенции: первая психологическая помощь (Psychological First Aid; PFA), экстренная психологическая помощь (ЭПП), психологический дебрифинг (Critical Incident Stress Debriefing;
- CISD) и его вред вне зависимости от формы проведения (групповая или индивидуальная), ступенчатый уход (Stepped Care)
- Рассмотрение общих элементов, фактически присутствующих в большинстве подходов КПТ к лечению ПТСР: психообразование, управление тревогой, пролонгированная экспозиция, когнитивная реструктуризация, экспозиция in vivo, профилактика рецидивов.
- Когнитивная процессуальная терапия; когнитивная терапия, сфокусированная на травме;
- EMDR; пролонгированная экспозиция и сфокусированная на травме когнитивно-поведенческая терапия.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Психология травмы
- Раздел 2. Диагностика последствий травматического стресса
- Раздел 3. Стратегии психологического консультирования
- Раздел 4 Диагностика травматических стрессовых расстройств ПТСР в МКБ10, ПТСР в DSM5
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th moduleОценка за каждый элемент контроля производится по 10-балльной шкале. Оценивается участие в интерактивных занятиях: активность во время групповых дискуссий: Оаудиторная. Оценивание также происходит по результатам письменного задания – эссе на выбранную тему по пройденному материалу: Оэссе и Теста в форме оффлайн тестирования на платформе Smart LMS: Отест Результирующая оценка высчитывается по формуле: (0,20*Оаудиторная) + (0,40*Оэссе) + (0,40*Отест) = Орезультирующая
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Копытин, А. И. Современная клиническая арт-терапия : учебное пособие / А. И. Копытин. — Москва : Когито-центр, 2015. — 526 с. — ISBN 978-5-89353-437-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109107 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ленэке, К. Сексуальные преступления и симбиотические отношения. Научное психоаналитическое исследование : монография / К. Ленэке. — Москва : Академический Проект, 2021. — 303 с. — ISBN 978-5-8291-3837-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/323180 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Психология посттравматического стресса. Ч.1: Теория и методы, Тарабрина, Н. В., 2007
- Тренинг коммуникации : арт-терапия: учеб. пособие, Копытин, А. И., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Андре, Ж. Инцесты : монография / Ж. Андре , под редакцией А. Жак , Давид Е.. — Москва : Когито-центр, 2017. — 158 с. — ISBN 978-5-89353-503-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249302 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Психология любви и сексуальности : гетеросексуальность, инцест, гомосексуальность, , 2006
- Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства, Фоа, Э. Б., 2005