Магистратура
2023/2024
Практическая текстология. Часть 2
Статус:
Курс по выбору (Античная и восточная археология)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Центр античной и восточной археологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Иванова Анна Владимировна
Прогр. обучения:
Античная и восточная археология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
Специалисты по классической и древневосточной археологии постоянно обращаются к письменным нарративным источникам на древних и восточных языках. Кроме того, в рамках своей деятельности они непосредственно работают с данными папирологии, эпиграфики и палеографии. Для того, чтобы в будущем выпускники программы "Античная и восточная археология" смогли работать с этими данными на должном уровне, в частности, публиковать новые открытия в области эпиграфики, папирологии, нумизматики в соответствии с мировыми стандартами, этот курс призван ознакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами текстологического исследования в обязательном соответствии с выбранной специализацией.
Цель освоения дисциплины
- научить студентов работать с разными типами текстов как с историческим источником на примере латинской художественной прозы и стихотворных текстов.
- дать студентам представление о том, как издаются тексты классических памятников, познакомить студентов с теоретическими и практическими проблемами текстологии классических памятников
- познакомить студентов с основами приципами работы с критическими изданиями классических текстов: дать представление о том, как проводится классификация рукописей и как на ее основе выстраивается публикуемый текст, познакомить студентов с базовыми техниками конъектуральной правки;
Планируемые результаты обучения
- Знает стилистические особенности изучаемых авторов, может дать грамматический и филологический комментарий к читанному и новому тексту того же автора.
- Может вписать изучаемое произведение в жанровый контекст, выявить композиционные особенности.
- Может сделать обзор литературы: историю исследования текста, новые подходы; умеет пользоваться критическим аппаратом изданий, может объяснить конъектуры.
- Представляет себе исторический контекст, источники биографических сведений об авторах
- Студент может понять структуру сложного оригинального текста, сделать подстрочный перевод.
Содержание учебной дисциплины
- Вводное занятие.
- Тема 1. Грамматический анализ текста.
- Тема 2. Лексическо-стилистический анализ текста.
- Тема 3. Историко-литературный контекст изучаемых авторов.
- Тема 4. Культурно-исторический контекст изучаемых авторов.
- Тема 5. Научно-критическая работа.
Элементы контроля
- Тест на определение жанровТест из пяти вопросов по жанровой системе изучаемых текстов.
- ДокладДоклад об одном из античных авторов.
- Итоговая контрольнаяКонтрольная, состоящая из заданий с выбором ответа и заданий с развернутым ответом
- Практикум по переводуПеревод на русский язык фрагмента оригинального текста.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.3 * Доклад + 0.5 * Практикум по переводу + 0.1 * Тест на определение жанров + 0.1 * Тест на определение жанров
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.3 * Доклад + 0.5 * Итоговая контрольная + 0.2 * Тест на определение жанров
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bodel, J. P. (2001). Epigraphic Evidence : Ancient History From Inscriptions. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=506855
- Bruun, C., & Edmondson, J. C. (2015). The Oxford Handbook of Roman Epigraphy. Oxford [England]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=864689
- Dickey, E. (2007). Ancient Greek Scholarship : A Guide to Finding, Reading, and Understanding Scholia, Commentaries, Lexica, and Grammatiacl Treatises, From Their Beginnings to the Byzantine Period. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=205549
- Harrison, S. J., & Wiley InterScience (Online service). (2005). A Companion to Latin Literature. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=132392
- ИЛЮШЕЧКИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА. (2009). Италия В Описании Дионисия Периэгета (Стт. 339-383): Опыт Комментария. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B94D89A1
- Корсакова, Ю. (2012). О Развитии Текстологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2591ED45
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bardani, V. N., Clinton, K., Dimitrova, N., Dixon, M. D., Follet, S., Graf, F., … Winters, T. F. (2019). Studies in Greek epigraphy and history in honor of Stefen V. Tracy. France, Europe: Ausonius Éditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9598FDB7
- Dimitrova, N. M., & Bodel, J. P. (2014). Ancient Documents and Their Contexts : First North American Congress of Greek and Latin Epigraphy (2011). Boston: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=919137
- Hyde, R., & Croally, N. T. (2011). Classical Literature : An Introduction. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=365090
- Mattingly, H. (2019). Chapter 7. Methodology in Fifth-Century Attic Epigraphy. France, Europe: Ausonius Éditions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8D41A6C1