• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Научно-исследовательский семинар "Теоретические основы квалификации преступлений и назначения наказания"

Статус: Курс по выбору (Юриспруденция)
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла учебных дисциплин подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Научно-исследовательский семинар позволяет на базе твердого знания основных положений Общей части уголовного права и специфики соответствующих составов преступлений, изложенных в Особенной части УК РФ, прочно усвоить методологию, общие принципы и правила квалификации преступлений независимо от их вида, а также назначения наказания за их совершение. Это необходимо для обеспечения единообразия в применении уголовного закона. Основными задачами дисциплины являются: изучение правил квалификации преступлений и назначения наказания как основы эффективного применения норм уголовного права; изучение проблем применения уголовно-правовых норм; изучение содержания процесса юридической квалификации преступлений и назначения наказания. В результате освоения дисциплины студент будет: знать правила квалификации преступлений и назначения наказания, а также правила толкования норм уголовного права, используемых при квалификации преступлений и назначении наказания; уметь применять данные правила, а также анализировать результаты доктринального толкования норм уголовного права в целях правильной квалификации преступлений и назначения наказания; владеть навыками самостоятельного толкования норм уголовного права в целях правильной квалификации преступлений и назначения наказаний, а также навыками самостоятельного выявления проблем квалификации преступлений и назначения наказания и разработки путей их решения. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Логика», «Уголовная право (Общая часть)», «Уголовное право (Особенная часть)». Основные положения научно-исследовательского семинара могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучить нормы уголовного права, регламентирующие общие и специальные правила квалификации преступлений и назначения наказания;
  • выработать навыки толкования уголовно-правовых норм на основе анализа законодательства, судебной практики и доктринальных положений в данной области отношений;
  • сформировать устойчивые навыки применения норм Общей и Особенной частей УК РФ при квалификации преступлений и назначении наказания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимать сущность и значение квалификации преступлений;
  • знать принципы квалификации преступлений;
  • уметь применять правила квалификации преступлений;
  • выявлять ошибки в квалификации преступлений;
  • уметь применять законы и категории философии и логики при квалификации преступлений;
  • знать юридические основы квалификации преступлений;
  • уметь применять основные способы толкования уголовно-правовых норм в целях правильной квалификации преступлений;
  • владеть навыками самостоятельного толкования норм;
  • знать правовые позиции Пленума Верховного Суда РФ по вопросам толкования норм, используемых при квалификации преступлений;
  • уметь анализировать элементы и признаки состава преступления;
  • различать обязательные и факультативные признаки каждого элемента состава преступления;
  • владеть навыками квалификации преступления по объективным и субъективным признакам состава;
  • уметь определять момент окончания преступления и выявлять признаки неоконченного преступления;
  • знать правила квалификации неоконченного преступления и владеть навыками их применения;
  • различать соучастие в преступлении и иные формы совместной преступной деятельности;
  • уметь определять роль лица в совершении конкретного преступления;
  • различать формы и виды соучастия в преступлении;
  • знать правила квалификации преступлений, совершенных в соучастии, и владеть навыками их применения;
  • отграничивать единые сложные преступления от множественности преступлений;
  • уметь определять вид совокупности преступлений;
  • владеть навыками квалификации преступлений при различных видах конкуренции уголовно-правовых норм;
  • применять общие и специальные правила назначения наказания;
  • знать правовые позиции Пленума Верховного Суда РФ по вопросам назначения наказания;
  • уметь мотивировать выбор вида и размера наказания при его назначении;
  • выявлять ошибки назначения наказания и определять их причины в целях недопущения нарушений уголовного закона;
  • понимать правовую природу и основания применения условного осуждения;
  • знать условия его отмены;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие положения теории квалификации преступлений.
  • Тема 2. Научные основы квалификации преступлений.
  • Тема 3. Квалификация по элементам состава преступления.
  • Тема 4. Квалификация неоконченного преступления и соучастия в преступлении.
  • Тема 5. Квалификация сложных преступлений и совокупности преступлений. Конкуренция уголовно-правовых норм.
  • Тема 6. Теоретические основы назначения наказания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарских занятиях
    Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины, проводящим семинарские занятия, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение, обосновав его. Преподаватель, ведущий семинарское занятие, оценивает ответы студентов задачи и сообщает студентам правильное решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы, обоснованность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии. Оценки заносятся в рабочую ведомость преподавателя.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме во второй половине модуля. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Проведение контрольной работы включает в себя письменное решение каждым студентом одной задачи по одной или нескольким темам. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения контрольной работы. Студентам также сообщается перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных актов. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Каждый студент должен самостоятельно в течение 40 минут изложить в письменном виде решение задачи, аргументировав свой ответ. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в- третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит их показ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, в конце модуля в дату, определённую расписанием сессии. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Преподаватель, проводящий экзамен, сообщает студентам перечень нормативных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных актов. С учетом этого определяется сложность и содержание заданий на экзамене. При написании экзамена не разрешается пользоваться учебной или научной литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Конкретная тематика заданий определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 80 минут изложить в письменном виде решение двух заданий. Первое задание экзамена включает в себя решение тестов по четырем казусам по проблемам квалификации преступлений и назначения наказания. К каждому казусу предлагается не менее 4 вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один верный. За каждый верный ответ студенту начисляется 1 балл, т.е. в сумме за эту часть экзамена можно получить 4 балла из 10 баллов оценки за экзамен. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок. Вторая часть экзамена состоит из одного задания по проблемам квалификации преступлений и назначения наказания в форме решения задачи (казуса), коллизии или анализа законодательной новеллы/проекта нормативно-правового акта. Условия задания могут быть представлены в виде текста, иллюстрации, либо иллюстрированного текста. В ходе выполнения этой части задания студент должен продемонстрировать: 1) способность отобрать релевантные факты; 2) способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного права и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность чётко и последовательно излагать решение; 5) корректный юридический язык и стиль изложения. Каждая задача оценивается по десятибалльной шкале. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению каждой из задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, на наличие/отсутствие фактических ошибок. Максимальное количество баллов за вторую часть экзаменационного задания – 10, оценка за которую умножается на 0,6 и округляется по правилам арифметики. Итоговая оценка за экзамен по 10-балльной шкале определяется путем сложения количества полученных баллов за каждую из частей. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    Формула оценивания: РОдисциплина = Ос*k1 + Ок*k2 + Оэкзамен*k3, где РОдисциплина –результирующая оценка по дисциплине (максимум –10 баллов); Ос –оценка за решение задач и участие в дискуссии на семинарах (максимум–10 баллов); k1 = 0,1; Ок–оценка за контрольную работу (максимум –10 баллов); k2 = 0,2; Оэкзамен –оценка за экзамен (максимум –10 баллов); k3 = 0,7.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Квалификация преступлений : учебное пособие для вузов / О. С. Капинус [и др.] ; под редакцией О. С. Капинус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 204 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11016-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517377 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бавсун, М. В.  Квалификация преступлений по признакам субъективной стороны : учебное пособие для вузов / М. В. Бавсун, С. В. Векленко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 152 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03668-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514486 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Юсифов Юсиф Махияддин Оглы
  • Шиловская Полина Александровна