• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Медиа, коммуникации и социальные институты

Статус: Курс обязательный
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 2 семестр
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Джура Алексей Павлович
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён изучению концептуальных подходов к исследованиям медиа и коммуникации сквозь призму институциональной теории в социальных науках. Отдельное внимание будет уделено сравнению медиасистем и пониманию связей между политическими, экономическими, культурными институтами в обществе и медиа, рассмотрены возможности использования институционального подхода к проводимым аспирантами научным исследованиям.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить современное состояние научной дискуссии об институциональном подходе и методологии
  • Освоить методологические основания и принципы сравнения медиасистем
  • Сформировать целостное представление о взаимосвязях теоретических подходов к изучению медиа, коммуникации и социальных институтов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основополагающие идеи предложенных в рамках курса научных текстов
  • Обобщает научные представления о социальных институтах в перспективе изучения коммуникативных процессов и медиа
  • Предлагает релевантные исследовательские гипотезы в плоскости изучаемой предметной области
  • Формулирует сущностные черты ключевых понятий – медиасистемы, медиарынка, социального института, коммуникационной матрицы
  • Сопоставляет нормативные и критические теории
  • Различает научные школы в области исследований социальных институтов, коммуникации и медиа
  • Доказывает исследовательские гипотезы, сформулированные на разных этапах развития научной мысли по теме, используя релевантные аргументы и данные
  • Интерпретирует элементы теорий, рассматриваемых в рамках курса
  • Приводит релевантные примеры, иллюстрирующие теоретические положения, излагаемые в обсуждаемых текстах
  • Описывает взаимосвязь изучаемого материала с предшествующим в изучении
  • Аргументирует собственную позицию по отношению к элементам исследуемых теорий и концептуальных подходов
  • Выдвигает оригинальные суждения на основе обобщения теоретического материала
  • Оперирует фактологическими данными, на которые опираются изученные теории и концептуальные подходы
  • Прогнозирует институциональные изменения, затрагивающие медиасистемы, на основе изученных материалов и выводов проведённых дискуссий
  • Обобщает разные фокусы (политический, экономический, культурный) в контексте сравнения медиарынков по разным методологическим основаниям
  • Указывает на важнейшие суждения и доводы исследуемых теорий
  • Интерпретирует элементы теорий, которые рассматриваются в рамках курса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Институциональный подход в социальных науках
  • Институциональный подход в изучении коммуникативных процессов и медиа
  • Методологическая база сравнения медиарынков. Экономический, политический, культурологический фокус
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Данный элемент контроля проводится очно, представляет собой презентацию результатов самостоятельного изучения и анализа академического текста с последующим обсуждением. В начале курса аспирантам предлагается возможность записаться на выступление с докладом (в рамках одного из семинаров) через SmartLMS, и приступить к подготовке. Тема доклада выбирается из списка либо в отдельных случаях может быть выбрана самостоятельно, при этом она не может не совпадать с тематикой курса.
  • неблокирующий Критическое чтение
    Письменная рефлексия по прочитанным текстам в программе Perusall. Под критическим понимается чтение как герменевтическая процедура: творческое переосмысление, постановка проблем, исследовательских вопросов, интерпретация и выработка целостного представления о содержательности текста. Критическое чтение предполагает высокую порождающую активность читателя – комментирование, постановку вопросов, дискуссию с коллегами.
  • неблокирующий Аналитическое эссе
    Элемент контроля проводится в письменной форме. Выполняется в течение всего курса, примерные темы эссе представлены в примерах заданий, конечные темы выбираются слушателями курса самостоятельно и могут быть согласованы с преподавателем на консультации. Тема НЕ может совпадать с темой доклада. Исходная идея аналитического эссе – создание текста, который войдёт по итогам курса в диссертационное исследование аспиранта, при этом данная характеристика эссе не отражена в критериях оценивания. Эссе загружается в SmartLMS в соответствующую папку в курсе до оговоренного преподавателем срока.
  • неблокирующий Экзамен
    Это элемент контроля повышенной сложности. Имеет факультативный характер (не обязателен к выполнению, что не исключает возможности получить отличную оценку за курс – 8 баллов). К выполнению элемента контроля предъявляются критерии, связанные с достижением наиболее трудоёмких планируемых результатов обучения, связанных с оценкой информации, с опорой на все остальные достигнутые результаты. Формат проведения – развернутые ответы на три вопроса по курсу, очно преподавателю, без предоставления времени на подготовку. Время на ответ - до 15 минут. Список вопросов для экзамена предоставляется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd semester
    0.35 * Аналитическое эссе + 0.25 * Доклад + 0.2 * Критическое чтение + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт, Д., 1997
  • История и теория медиа - 978-5-7598-1188-6 - Кирия И.В., Новикова А.А. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362024 - 362024 - iBOOKS
  • Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты, Дзялошинский, И. М., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Economic behavior and institutions, Eggertsson, T., 1997
  • Herman, E. S., & Chomsky, N. (2002). Manufacturing Consent : The Political Economy of the Mass Media. New York: Pantheon. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=732779
  • В центре циклона : инструменты Маршалла Маклюэна для анализа медиасред, Претер, В. П., 2023
  • Насилие и социальные порядки : концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества, Норт, Д., 2011
  • Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. — Москва : Академический Проект, 2018. — 435 с. — ISBN 978-5-8291-2254-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132839 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Джура Алексей Павлович
  • Федорова Ксения Александровна