Аспирантура
2024/2025
Дизайн и планирование диссертационного исследования
Статус:
Факультатив
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Рябиченко Татьяна Анатольевна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса обсуждаются основные требования к диссертационному исследованию, стратегии поиска литературы, принципы написания и критерии качества теоретических обзоров. Аспиранты знакомятся с этическими требованиями к научным исследованиям, стандартами подготовки научных публикаций Американской психологической ассоциации, а также с процессом рецензирования и стратегиями ответа на замечания рецензентов. В рамках эмпирической части курса даётся обзор сильных и слабых сторон количественных, качественных и смешанных исследований, рассматриваются основные дизайны исследований и стратегии создания выборок, а также принципы их выбора в ходе планирования исследования. Рассматриваются современные подходы к проверке статистических гипотез (виды размеров эффекта, понятие доверительных интервалов, статистической мощности и способы её оценки). Дается обзор современных подходов к измерению и валидизации психологических конструктов, обсуждаются принципы выбора между методами анализа данных и стратегии борьбы с основными проблемами, возникающими на этом этапе. Темы рассматриваются на материале анализа собственных исследовательских кейсов. Слушатели интегрируют полученные знания в ходе подготовки отчётного задания – проекта диссертационного исследования с акцентом на обоснование методологии.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – обзор основных методов и этапов психологического исследования и соответствующих критериев, применяемых при оценке научных исследований; структурирование работы над собственным диссертационным исследованием и научными публикациями аспирантов.
Планируемые результаты обучения
- Знает возможности и ограничения основных квазиэкспериментальных и корреляционных исследований, умеет интерпретировать корреляционные данные.
- Знает критерии научности психологического исследования, различия между основными парадигмами, умеет соотносить подход с исследовательским вопросом.
- Знает критерии причинно-следственного вывода, основные угрозы валидности и стратегии их контроля, умеет рефлексировать альтернативные объяснения результатов и ограничения дизайна исследования.
- Знает методы работы с пропущенными данными, знает и умеет применять описательные статистики и основные статистические критерии.
- Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
- Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
- Знать: критерии научности психологического исследования; основные этапы проведения исследования; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; различия между основными планами эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных; основные принципы интерпретации данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
- Наличие знаний о методе измерения, подходах к измерению разных классов психологических феноменов, понимание проблемы валидности и надежности измерения
- Наличие знаний о статистических методах; наличие знаний и умений по применению количественных методов в психологических исследованиях
- Умеет интерпретировать уровень значимости, размер эффекта, рассчитывать статистическую мощность и потребный объем выборки.
- Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
Содержание учебной дисциплины
- Методология психологии: Психология как наука о человеке
- Методология психологии: Естественно-научная и гуманитарная парадигмы психологии
- Постановка проблемы исследования
- Подготовка отчета об исследовании: Работа с академическими источниками
- Проблемы измерения в психологии: особенности психологических измерений
- Источники психологических данных
- Выборка в психологическом исследовании
- Методология психологии: Этические проблемы психологических исследований
- Анализ количественных данных: Описательные статистики и предобработтка данных
- Анализ количественных данных: Корреляционный анализ
- Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
- Планы исследований 1: экспериментальные планы
- Анализ количественных данных: Дисперсионный анализ
- Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и корреляционные планы
- Анализ количественных данных: Процедура статистического вывода
- Анализ количественных данных: Мета-анализ
- Анализ количественных данных: Одновыборочные критерии
- Анализ количественных данных: Сравнение двух выборок
- Анализ количественных данных: Основы регрессионного анализа
- Анализ количественных данных: Эксплораторный факторный анализ
- Анализ количественных данных: Кластерный анализ
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
- Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
- Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006
- Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов, Дружинин, В. Н., 2001
- Экспериментальная психология : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учебник для академического бакалавриата / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3015-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425218 (дата обращения: 28.08.2023).
- Экспериментальная психология : практ. курс, Солсо, Р. Л., 2003
- Экспериментальная психология. Практикум : учеб. пособие для вузов, Богданова, Т. Г., 2002