• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Дизайн и планирование диссертационного исследования

Статус: Факультатив
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса обсуждаются основные требования к диссертационному исследованию, стратегии поиска литературы, принципы написания и критерии качества теоретических обзоров. Аспиранты знакомятся с этическими требованиями к научным исследованиям, стандартами подготовки научных публикаций Американской психологической ассоциации, а также с процессом рецензирования и стратегиями ответа на замечания рецензентов. В рамках эмпирической части курса даётся обзор сильных и слабых сторон количественных, качественных и смешанных исследований, рассматриваются основные дизайны исследований и стратегии создания выборок, а также принципы их выбора в ходе планирования исследования. Рассматриваются современные подходы к проверке статистических гипотез (виды размеров эффекта, понятие доверительных интервалов, статистической мощности и способы её оценки). Дается обзор современных подходов к измерению и валидизации психологических конструктов, обсуждаются принципы выбора между методами анализа данных и стратегии борьбы с основными проблемами, возникающими на этом этапе. Темы рассматриваются на материале анализа собственных исследовательских кейсов. Слушатели интегрируют полученные знания в ходе подготовки отчётного задания – проекта диссертационного исследования с акцентом на обоснование методологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – обзор основных методов и этапов психологического исследования и соответствующих критериев, применяемых при оценке научных исследований; структурирование работы над собственным диссертационным исследованием и научными публикациями аспирантов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает возможности и ограничения основных квазиэкспериментальных и корреляционных исследований, умеет интерпретировать корреляционные данные.
  • Знает критерии научности психологического исследования, различия между основными парадигмами, умеет соотносить подход с исследовательским вопросом.
  • Знает критерии причинно-следственного вывода, основные угрозы валидности и стратегии их контроля, умеет рефлексировать альтернативные объяснения результатов и ограничения дизайна исследования.
  • Знает методы работы с пропущенными данными, знает и умеет применять описательные статистики и основные статистические критерии.
  • Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
  • Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
  • Знать: критерии научности психологического исследования; основные этапы проведения исследования; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; различия между основными планами эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных; основные принципы интерпретации данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
  • Наличие знаний о методе измерения, подходах к измерению разных классов психологических феноменов, понимание проблемы валидности и надежности измерения
  • Наличие знаний о статистических методах; наличие знаний и умений по применению количественных методов в психологических исследованиях
  • Умеет интерпретировать уровень значимости, размер эффекта, рассчитывать статистическую мощность и потребный объем выборки.
  • Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология психологии: Психология как наука о человеке
  • Методология психологии: Естественно-научная и гуманитарная парадигмы психологии
  • Постановка проблемы исследования
  • Подготовка отчета об исследовании: Работа с академическими источниками
  • Проблемы измерения в психологии: особенности психологических измерений
  • Источники психологических данных
  • Выборка в психологическом исследовании
  • Методология психологии: Этические проблемы психологических исследований
  • Анализ количественных данных: Описательные статистики и предобработтка данных
  • Анализ количественных данных: Корреляционный анализ
  • Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
  • Планы исследований 1: экспериментальные планы
  • Анализ количественных данных: Дисперсионный анализ
  • Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и корреляционные планы
  • Анализ количественных данных: Процедура статистического вывода
  • Анализ количественных данных: Мета-анализ
  • Анализ количественных данных: Одновыборочные критерии
  • Анализ количественных данных: Сравнение двух выборок
  • Анализ количественных данных: Основы регрессионного анализа
  • Анализ количественных данных: Эксплораторный факторный анализ
  • Анализ количественных данных: Кластерный анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ статьи
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st semester
    0.5 * Анализ статьи + 0.5 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006
  • Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов, Дружинин, В. Н., 2001
  • Экспериментальная психология : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии : учебник для академического бакалавриата / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3015-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425218 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Экспериментальная психология : практ. курс, Солсо, Р. Л., 2003
  • Экспериментальная психология. Практикум : учеб. пособие для вузов, Богданова, Т. Г., 2002

Авторы

  • Рябиченко Татьяна Анатольевна