Аспирантура
2024/2025





Перспективные направления в сравнительной политике
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Шевцова Ирина Константиновна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Сравнение является естественным аналитическим инструментом во всех областях науки, а сравнительный метод лежит в основе современной политической науки. С помощью сравнения устанавливается близость и различия между наблюдаемыми феноменами, то есть, вариация в ключевых характеристиках и переменных. Данный аспирантских курс имеет целью представить перспективы и вызовы, стоящие перед современной компаративистикой, посредством включения в текущие академические дебаты о природе и ограничениях сравнительного метода, а также его приложения к конкретным предметным областям политической науки.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить аспирантов с текущими академическими дебатами в сравнительной политологии о возможностях и ограничениях сравнительного метода
- Развить навыки критической оценки исследований, основанных на сравнительном методе
- Развить навыки создания исследовательского дизайна, удовлетворяющего современным стандартам сравнительных исследований
Планируемые результаты обучения
- ознакомлен с ключевыми академическими дискуссиями о возможностях и ограничениях сравнительно метода
- ознакомлен с теоретическими и методологическими основаниями сравнительной политологии
- критически оценивает существующие компаративные исследования
- ознакомлен с ключевыми журналами и авторами, которые являются ядром дисциплины
- создает исследовательский дизайн в соответствие со стандартами сравнительной политологии
Содержание учебной дисциплины
- Основы сравнительного метода
- Отбор случаев в сравнительной политологии
- Концептуальные натяжки в сравнительной политологии
- Государства и развитие
- Бюрократия
- Демократическая политика
- Авторитарная политика
- Институты, идеи и политические изменения
- Партии, выборы и представительная политика
- Нации и национализм
- Состязательная политика и коллективные действия
- Сравнительные исследования внешней политики
- Пропаганда и медиа-системы
- Субнациональная политика
Элементы контроля
- Участие в семинарах
- Письменные ответыКаждый аспирант должен готовить еженедельные письменные ответы, отражающие основной аргумент, метод и результаты одной из статей, входящих в обязательное чтение. Письменный ответ должен включать критическую оценку основного тезиса и 2-3 вопроса к статье. Общий объем: 1000-1500 слов. Письменный ответ сдается за день до проведения семинарского занятия.
- Рецензия на книгу и презентацияВ начале занятий каждый студент должен выбрать книгу, которая основана на сравнительном методе. Книга может быть выбрана самостоятельно или подобрана по совету преподавателя. Выбор книги должен быть подтверждён на четвертой неделе курса. Рецензия на книгу должна включать краткое изложение основа тезиса и аргументов в его поддержку, описание методологии, эмпирической базы, оценку логики и результатов исследования, а также оценку вклада работы в дисциплину. По результатам рецензии готовится презентация
- Презентация и защита исследовательского проектаКаждый студент должен представить собственный исследовательский проект, основанный на сравнительном методе. Проект должен содержать четкий исследовательский вопрос, теорию и наблюдаемые следствия из нее, концептуализацию и операционализацию понятий, описание метода и данных. Проект защищается на одном последних из семинарских занятий. Проект может быть связан с сорежанием диссертации
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st semester0.2 * Письменные ответы + 0.3 * Презентация и защита исследовательского проекта + 0.3 * Рецензия на книгу и презентация + 0.2 * Участие в семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bob Hancké. (2009). Intelligent Research Design : A Guide for Beginning Researchers in the Social Sciences. OUP Oxford.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Eco, U., Farina, G., & Mongiat Farina, C. (2015). How to Write a Thesis. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=963778