Аспирантура
2024/2025
Психология образования
Статус:
Курс по выбору
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Обухов Алексей Сергеевич
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Психология образования – активно развивающееся направление прикладной психологии. Психология образования – это не просто приложение психологической науки для развития образовательной практики, а построение целостного видения о психологических процессах и феноменах, лежащих в основе образования на общекультурном, социально-институциональном, групповом и личностно-индивидуальном уровнях. В рамках курса будет прослежено как происходило развитие данного направления от педагогической психологии к психологии образования – как в связи с развитием психологии, так и в связи с трансформацией и смещением акцентов в ключевых задачах образования. Основной тренд в развитии образования XX – XXI веков: смещение акцента с дидактики (как учить) на «Learning to Learn» (как учиться). И в этом аспекте – от изучения процессов познания к освоению способов организации метапознания (знание о своих познавательных процессах и возможность управления собственным познанием) и деятельности. Таком образом, в курсе будут представлены основы когнитивной психологии в приложении к задачам образования. Важный аспект для понимания процессов образования и развития личности – закономерности онтогенетического развития. В курсе будут представлены современное видение возрастной психологии образования: закономерности развития от спонтанной активности к целенаправленной деятельности – в русле культурно-исторической и субъектно-деятельностной психологии. Будут введены и наглядно проиллюстрированы базовые понятия, раскрывающие закономерности возрастного развития детей и подростков с учетом социальной ситуации развития. В курсе будут раскрыты базовые представления о социальной психологии образования: значении социальной ситуации развития для образования личности; социально-психологические феномены малой группы и социальной общности на институциональном уровне организации образования; психолого-педагогические закономерности взаимодействия субъектов образовательного процесса в контексте полисубъектности детско-взрослой образовательной общности. Курс также задаст ключевые аспекты понимания дифференциальной психологии образования, которая развивалась от идеи селективного подхода в практике специального обучения, через инклюзию к практике персонализации обучения. Современные тренды индивидуализации и персонализации образования во многом связаны с прикладной реализации исследований в области психологии образования. На конкретных примерах будут показаны примеры из разных стран – как знания в области возрастной, социальной, когнитивной психологии и психологии личности трансформируют практику образования.
Цель освоения дисциплины
- Включить аспирантов в дискурс современной психологии образования, определяющей развитие практики образования, а также значимый для обсуждения и интерпретации исследовательских данных в области наук об образовании.
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует способность обсуждать результаты собственных исследований в соотношении с классическими теориями в области психологии образования и соотносит свои данные с современными исследованиями в смежных областях
- Демонстрирует способность разрабатывать программы исследований по проблемам образования с учетом возрастных, социально-психологических, социокультурных и социально-экономических аспектов.
- Проявляет умения выделять проблему, оценивать и выбирать на основании основных подходов к проектированию обучения эффективные образовательные технологии. В соответствии с основными моделями проектирования способен предлагать определенные эффективные решения, обеспечивающие личностное и профессиональное развития обучающегося.
- Способен давать критическую оценку исследованиям в области образования – насколько в них учтены значимые психологические и социальные факторы
Содержание учебной дисциплины
- От педагогической психологии к психологии образования: развитие психологии и трансформация образования
- От «Дидактики» к «Learning to Learn». От познания к метапознанию: психологизация образования
- Возрастная психология образования: от спонтанной активности к целенаправленной деятельности
- Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
- Дифференциальная психология образования: специальное обучение – инклюзия – персонализация обучения
Элементы контроля
- Итоговое заданиеЭкзамен по курсу проходит в формате представления аналитического обзора психологических аспектов собственного исследования в области образования в рамках магистерской работы. Требования к обзору: - предмет психологического анализа сопряжен с собственной темой исследования в рамках темы магистерской диссертации в соотнесении с контентом программы курса; - в анализе дан краткий исторический экскурс развития представлений по анализируемой проблеме за последние 100-150 лет; - в анализе сделан акцент на исследованиях за последние 10-15 лет с обзором публикаций по проблеме в ведущих российских (не менее 5) и англоязычных изданиях (не менее 5). Обзор может быть выстроен в историческом и/или в сравнительном аспекте. Ссылки при цитировании и библиография должна быть оформлена по требованиям одного из действующих библиографических ГОСТов. Текст представляется за неделю до экзамена одному из участников учебной группы. На тексты магистранты друг другу дают краткую рецензию, в который дается отношение к тексту итоговой работы и ставится не менее трех проблемных вопросов по существу обсуждаемой проблемы. Формат представления: структурированный доклад с презентацией на 5 минут по анализируемой проблеме, в котором затрагиваются и поясняются ключевые понятия; история рассмотрения проблемы в психологии образования; различия имеющихся в науке подходов к проблеме; возможности применение содержания анализа при обсуждении и интерпретации собственного исследования в области образования. Критерии оценивания итогового задания - до 50 баллов Критерии оценки текста (до 20 баллов): - соблюдение требований к обзору (до 5 б.); - корректное использование терминологии (до 5 б.); - опора на конкретные цитаты из первоисточников (до 5 б.); - наличие сопоставительного критического анализа и обобщений (до 5 б.). Критерии оценки рецензии (до 10 баллов): - развернутость и конкретность (до 5 б.); - аргументированность и обоснованность (до 5 б.). Критерии оценки представления анализируемой проблемы (до 15 баллов): - смысловая логика изложения (до 5 б.); - наглядность и четкость изложения (до 5 б.); - обоснованность ответов на вопросы (до 5 б.). Критерии оценки участия в дискуссии на представлении аналитических обзоров (до 5 баллов): - наличие смысловых вопросов к другим выступающим (до 3 б.); - наличие обоснованных суждений по поводу выступлений (до 2 б.).
- Текущие заданияОценивается работа на занятиях по представлению и обсуждению самостоятельных работ или по их письменному тексту. На оценку влияет: своевременное представление письменного текста, раскрывающего содержание вопроса; аргументированность собственной позиции и размышлений, использование специальной литературы по проблеме, активность на занятиях. Преподаватели оценивают работу магистрантов на семинарских занятиях: качество представления содержания работы, демонстрация способности видеть связи между основными понятиями, задавание вопросов, ответы на вопросы преподавателя и других магистрантов, участие в дискуссиях и в групповой работе. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка: 1 балла за пару - максимальное число 14 баллов, при активном участии на всех встречах (задаются вопросы на лекциях в режиме "перевернутого класса" и проявляется активное участие на семинарских занятиях) округляемых до 20 баллов – Оаудиторная. Преподаватели оценивают самостоятельную работу магистранта: оценивается правильность выполнения заданий на самостоятельную работ и их своевременная сдача, полнота выполнения, ответы на вопросы аудитории при докладах. Оценки за самостоятельную работу преподаватели выставляют в курсе в Smart LMS. За курс необходимо выполнить 3 задания (на выбор из общего числа заданий в курсе). Максимальное число - 30 баллов – Осам. работа. Магистрант имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль, доработав или достав самостоятельные работы, в том числе дополнительно выполнив более 3-х работ (при желании). Возможность доработки предусмотрена только если работа сдана в срок. Сроки пересдачи – не более 1 недели после проставления оценки и предъявления замечаний. В случае если магистрант пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (предусмотренной в общих регламентах НИУ ВШЭ) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания обоснованной причины, если другие сроки не установлены руководством образовательной программы. В оценку экзамена входит: - аналитический текст по своей проблеме исследования (20 баллов); - качество рецензии на текст другого аспиранта (10 баллов); - доклад с презентацией и ответы на вопросы (15 баллов); - участие в дискуссии по представлению обзоров по проблеме (5 баллов). Условия пересдач На пересдаче магистрант не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за ведение дисциплины. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу. k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная Вторая пересдача проводится в присутствии комиссии, включающей не менее двух преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа магистранта: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы. Итоговая оценка Слагаемые итоговой оценки за дисциплины Результирующая оценка Выполненные задания 30 Активность на занятиях 20 Экзаменационное задание и участие в обсуждении заданий на группе 50 Формула итоговой оценки ИТОГ = Оэкзамен + О активность на занятиях + О задания к занятиям) / 10. Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Developmental psychology, Upton, P., 2012
- Educational psychology, Vygotsky, L.S., 1997
- Human autonomy in cross-cultural context : perspectives on the psychology of agency, freedom, and well-being, , 2011
- Personality psychology : domains of knowledge about human nature, Larsen, R. J., 2010
- Teaching communication : theory, research, and methods, , 2009
- Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия : Учеб. пособие для вузов, , 2008
- Возрастная психология : учеб. пособие для вузов, Обухова, Л. Ф., 2001
- Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
- Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия : Учеб. пособие для вузов, , 2005
- Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2008
- Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, , 2011
- Когнитивные стили : о природе индивид. ума: учеб. пособие для вузов, Холодная, М. А., 2004
- Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999
- Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
- Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., 2001
- Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
- Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2005
- Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2005
- Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
- Психология развития, Крайг, Г., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- An introduction to developmental psychology, , 2017
- Developmental psychology : childhood and adolescence, Shaffer, D. R., 1996
- Educational psychology : developing learners, Ormrod, J.E., 2003
- Personality, individual differences and intelligence, Maltby, J., 2017
- Введение в профессию: психолог образования : учебник и практикум для академического бакалавриата, Обухов, А. С., 2019
- Педагогическая психология : учебник для вузов, Зимняя, И. А., 2003
- Педагогическая психология, Талызина, Н.Ф., 2006
- Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, , 2014