Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Перспективные направления в сравнительной политике

Статус: Курс по выбору
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Сравнение является естественным аналитическим инструментом во всех областях науки, а сравнительный метод лежит в основе современной политической науки. С помощью сравнения устанавливается близость и различия между наблюдаемыми феноменами, то есть, вариация в ключевых характеристиках и переменных. Данный аспирантских курс имеет целью представить перспективы и вызовы, стоящие перед современной компаративистикой, посредством включения в текущие академические дебаты о природе и ограничениях сравнительного метода, а также его приложения к конкретным предметным областям политической науки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить аспирантов с текущими академическими дебатами в сравнительной политологии о возможностях и ограничениях сравнительного метода
  • Развить навыки критической оценки исследований, основанных на сравнительном методе
  • Развить навыки создания исследовательского дизайна, удовлетворяющего современным стандартам сравнительных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ознакомлен с ключевыми академическими дискуссиями о возможностях и ограничениях сравнительно метода
  • ознакомлен с теоретическими и методологическими основаниями сравнительной политологии
  • критически оценивает существующие компаративные исследования
  • ознакомлен с ключевыми журналами и авторами, которые являются ядром дисциплины
  • создает исследовательский дизайн в соответствие со стандартами сравнительной политологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы сравнительного метода
  • Отбор случаев в сравнительной политологии
  • Концептуальные натяжки в сравнительной политологии
  • Государства и развитие
  • Бюрократия
  • Демократическая политика
  • Авторитарная политика
  • Институты, идеи и политические изменения
  • Партии, выборы и представительная политика
  • Нации и национализм
  • Состязательная политика и коллективные действия
  • Сравнительные исследования внешней политики
  • Пропаганда и медиа-системы
  • Субнациональная политика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарах
  • неблокирующий Письменные ответы
    Каждый аспирант должен готовить еженедельные письменные ответы, отражающие основной аргумент, метод и результаты одной из статей, входящих в обязательное чтение. Письменный ответ должен включать критическую оценку основного тезиса и 2-3 вопроса к статье. Общий объем: 1000-1500 слов. Письменный ответ сдается за день до проведения семинарского занятия.
  • неблокирующий Рецензия на книгу и презентация
    В начале занятий каждый студент должен выбрать книгу, которая основана на сравнительном методе. Книга может быть выбрана самостоятельно или подобрана по совету преподавателя. Выбор книги должен быть подтверждён на четвертой неделе курса. Рецензия на книгу должна включать краткое изложение основа тезиса и аргументов в его поддержку, описание методологии, эмпирической базы, оценку логики и результатов исследования, а также оценку вклада работы в дисциплину. По результатам рецензии готовится презентация
  • неблокирующий Презентация и защита исследовательского проекта
    Каждый студент должен представить собственный исследовательский проект, основанный на сравнительном методе. Проект должен содержать четкий исследовательский вопрос, теорию и наблюдаемые следствия из нее, концептуализацию и операционализацию понятий, описание метода и данных. Проект защищается на одном последних из семинарских занятий. Проект может быть связан с сорежанием диссертации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st semester
    0.2 * Письменные ответы + 0.3 * Презентация и защита исследовательского проекта + 0.3 * Рецензия на книгу и презентация + 0.2 * Участие в семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bob Hancké. (2009). Intelligent Research Design : A Guide for Beginning Researchers in the Social Sciences. OUP Oxford.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Eco, U., Farina, G., & Mongiat Farina, C. (2015). How to Write a Thesis. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=963778

Авторы

  • Шевцова Ирина Константиновна