Аспирантура
2024/2025
Аспирантский семинар
Статус:
Курс обязательный
Кто читает:
Департамент истории
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар предназначен для развития у аспирантов навыков научно-исследовательской работы, эффективного поиска и анализа библиографии и источников, совершенствование навыков применения научных теорий в работе над кандидатскими диссертациями и подготовка к участию в научных конференциях и публикациях в научных журналах. Большое внимание уделяется обсуждению промежуточных результатов работы над диссертационным исследованием, предварительной презентации исследовательских докладов и статей.
Цель освоения дисциплины
- • формирование основ научного мышления аспирантов, способностей осмысливать ход и результаты исследования
- • овладение навыками написания, оформления и защиты работ разного уровня, включая проектирование их структуры, выбор стилистики изложения, способов представления информации и результатов исследования
- • развитие аспирантами знаний и навыков поиска и оценки информации, в том числе её достоверности и актуальности
- • формирование навыков работы с академическими (научными) текстами: чтение, структурирование текста, обобщение материала, поиск и выделение основных тезисов
- • формирование навыков публичной презентации результатов собственного исследования с использованием современных мультимедийных технологий и программных средств
- • обсуждение отдельных частей диссертационных исследований
Планируемые результаты обучения
- Cпособен генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
- Cпособен к рефлексии в отношении изученных материалов в области исторического знания и материалов междисциплинарного характера
- Демонстрирует способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
- Способен выявить и продемонстрировать академической общественности актуальность собственного исследования, вписать свое исследование в контекст современного гуманитарного знания
- Способен грамотно сформировать и проанализировать историографическую базу научного исследования
- Способен к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области исторического познания с учетом правил соблюдения авторских прав
- Способен обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения
- Способен планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
- Способен проводить теоретические и экспериментальные исследования в области исторического познания, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий
Содержание учебной дисциплины
- Научно-исследовательская работа – виды, содержание, особенности
- Выбор направления и формулировка темы исследования. Постановка целей и задач. Гипотезы. Предмет и объект исследования.
- Работа с источниками, цитирование, оформление ссылок и списка литературы, сбор материалов для практической части работы
- Методы исследования. Содержание и логика научной работы.
- Представление итогов речь, презентация, раздаточные материалы, правила выступления.
- Требования и структура исследовательского проекта/научной работы.
- Подготовка, защита, презентация научной работы
- Обсуждение статей
Элементы контроля
- Промежуточный контроль в форме обзорного доклада по теме диссертационного исследованияТемы для докладов по всем формам контроля выбираются аспирантом самостоятельно и должны быть непосредственно связаны с темой диссертационного исследования, при этом обязательно предварительное согласование темы с научным руководителем.
- Итоговый контроль в форме доклада по отдельным статьям по теме исследованияСтатьи для доклада выбираются аспирантом самостоятельно и должны быть непосредственно связаны с темой диссертационного исследования, при этом обязательно предварительное согласование статьей и темы доклада с научным руководителем
- Промежуточный контроль в форме публичного доклада о результатах проведенного исследованияТемы для докладов по всем формам контроля выбираются аспирантом самостоятельно и должны быть непосредственно связаны с темой диссертационного исследования, при этом обязательно предварительное согласование темы с научным руководителем.
- Промежуточный контроль в форме обзорного доклада по теме диссертационного исследованияТемы для докладов по всем формам контроля выбираются аспирантом самостоятельно и должны быть непосредственно связаны с темой диссертационного исследования, при этом обязательно предварительное согласование темы с научным руководителем.
- Итоговый контроль в форме доклада по отдельным статьям по теме исследованияСтатьи для доклада выбираются аспирантом самостоятельно и должны быть непосредственно связаны с темой диссертационного исследования, при этом обязательно предварительное согласование статьей и темы доклада с научным руководителем
- Промежуточный контроль в форме публичного доклада о результатах проведенного исследованияТемы для докладов по всем формам контроля выбираются аспирантом самостоятельно и должны быть непосредственно связаны с темой диссертационного исследования, при этом обязательно предварительное согласование темы с научным руководителем.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st semester«Зачёт» 4-10 баллов набрано «Незачёт» 0-3 балла набрано В процессе освоения Аспирантского семинара на каждом году обучения предусмотрены следующие формы контроля: - промежуточный контроль на первом году обучения - зачет (представление темы исследования в форме обзорного доклада); - промежуточный контроль на втором году обучения - зачет (в форме выступления с докладом по отдельным статьям по теме исследования); - итоговый контроль - зачет (в форме публичного доклада о результатах научных исследований, полученных в течение всего периода обучения) на третьем году обучения. Выставление зачета происходит при условии выполнения требований текущего и промежуточного контроля в течении каждого года обучения. Получение итогового зачета возможно только при условии получении ежегодных зачетов и успешной презентации в форме итогового публичного доклада результатов работы по теме исследования.
- 2025/2026 1st semester«Зачёт» 4-10 баллов набрано «Незачёт» 0-3 балла набрано В процессе освоения Аспирантского семинара на каждом году обучения предусмотрены следующие формы контроля: - промежуточный контроль на первом году обучения - зачет (представление темы исследования в форме обзорного доклада); - промежуточный контроль на втором году обучения - зачет (в форме выступления с докладом по отдельным статьям по теме исследования); - итоговый контроль - зачет (в форме публичного доклада о результатах научных исследований, полученных в течение всего периода обучения) на третьем году обучения. Выставление зачета происходит при условии выполнения требований текущего и промежуточного контроля в течении каждого года обучения. Получение итогового зачета возможно только при условии получении ежегодных зачетов и успешной презентации в форме итогового публичного доклада результатов работы по теме исследования.
- 2026/2027 1st semester«Зачёт» 4-10 баллов набрано «Незачёт» 0-3 балла набрано В процессе освоения Аспирантского семинара на каждом году обучения предусмотрены следующие формы контроля: - промежуточный контроль на первом году обучения - зачет (представление темы исследования в форме обзорного доклада); - промежуточный контроль на втором году обучения - зачет (в форме выступления с докладом по отдельным статьям по теме исследования); - итоговый контроль - зачет (в форме публичного доклада о результатах научных исследований, полученных в течение всего периода обучения) на третьем году обучения. Выставление зачета происходит при условии выполнения требований текущего и промежуточного контроля в течении каждого года обучения. Получение итогового зачета возможно только при условии получении ежегодных зачетов и успешной презентации в форме итогового публичного доклада результатов работы по теме исследования.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Радаев, В. (2005). Правила Организации Академического Обсуждения. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692755
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
Рекомендуемая дополнительная литература
- Диссертация и ученая степень: Новые положения о защите и диссертационных советах с авторскими коммент. (пос. для соискателей) / Райзберг Б. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 253 с.: 60x90 1/16. - (Менеджмент в науке) (П) ISBN 978-5-16-005640-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/547967
- Радаев, В. (2011). Как Написать Академический Текст. Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688364