Магистратура
2024/2025
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Статус:
Курс обязательный (Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании)
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Огнёв Дмитрий Владимирович
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина ТРИЗ направлена на развитие у студентов навыков по применению инструментов нестандартного и системного мышления для решения бизнес-задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные инструменты алгоритма ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие и другие), уметь применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач), а также овладеть навыками работы в команде и публичного обсуждения проекта. Программа соответствует требованиям к аттестации на 1 уровень специалиста по ТРИЗ. По итогам обучения возможно прохождение аттестации у Полномочного представителя Экспертно-методического Совета МАТРИЗ.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является освоение студентами основных инструментов и алгоритмов решения задач ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие и другие) и умение применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач).
Планируемые результаты обучения
- Знать: историю ТРИЗ, основные понятия ТРИЗ, цели применения ТРИЗ
- Знать: определение ПСА, правила ПСА, механизм разрыва причинно-следственных цепочек с помощью оператора отрицания Уметь: строить причинно-следственную цепочку проблемы и применять оператора отрицания для её разрыва
- Знать: основные алгоритмы решения проблем, их сходства и различия
- Знать: основные методы устранения психологической инерции Уметь: применять указанные методы для формирования принципиально нового подхода к задаче
- Знать: понятие и сущность противоречия, виды противоречий, их сходства и отличия Уметь: формулировать противоречия, переходить от ситуативного противоречия к противоречию требований
- Знать: содержание системного оператора, этапы функционального анализа, основные законы развития технических систем Уметь: применять «системный оператор» к проблемной ситуации, проводить функциональный анализ (строить функциональную модель) объекта или процесса, формулировать наиболее вероятные направления развития системы в будущем.
- Знать: способы разрешения различных типов противоречий Уметь: применять способы разрешения противоречия в зависимости от типа сформулированного противоречия.
- Знать: сущность функционально-ориентированного поиска, понятие обобщенной функции, способы поиска «лидирующих» отраслей, сущность и цели применения диверсионного анализа, понятие вредного эффекта, способы создания вредного эффекта, типы инверсии Уметь: формулировать обобщенную функцию, переносить технологию на решаемую задачу, ставит вторичные задачи, создавать вредные эффекты в задаче.
- Знать: что такое идеальность и ИКР, в чем сходства и различия, способы поиска и применения ресурсов, правила свертывания Уметь: формулировать идеальность в задаче, находить ресурсы, создавать список возможных ИКР, проводить свертывание для системы или процесса
Содержание учебной дисциплины
- Знакомство и введение в ТРИЗ. История создания и развития ТРИЗ
- Причинно-следственный анализ (ПСА) и оператор отрицания
- Инструменты для анализа ситуаций и объектов (Системный оператор, функциональный анализ, ЗРТС)
- Идеальность и идеальный конечный результат. Свертывание. Ресурсный анализ
- Постановка противоречий
- Физические и технические противоречия и приемы их устранения
- Методы активизации творческого мышления и устранения психологической инерции
- Инструменты для развития, дополнения и воплощения найденных концепций (ФОП, диверсионный анализ, базы данных эффектов)
- Комплексные алгоритмы решения сложных задач
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.25 * Активность на занятиях + 0.25 * Защита командного проекта + 0.5 * Итоговый тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 16827 - С.Фаер - Траблшутинг: Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны - 9785961452884 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/16827
- Alpina - 315 - Г.Альтшуллер - Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач - 9785961421897 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/315
- Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077
Рекомендуемая дополнительная литература
- Думай медленно ... решай быстро, Канеман, Д., 2016