Магистратура
2024/2025
Практика психологического консультирования и психотерапии
Статус:
Курс обязательный (Персонология. Консультативная психология и психотерапия)
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Елисеева Наталья Витальевна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является выборной дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология». Программа ориентирована на студентов без базового психологического образования, а также на студентов-психологов, не знакомых с этапами лечения в транзактноаналитической психотерапии и консультировании. Дисциплина направлена на то, чтобы сформировать представления о ходе работы с клиентами в ТА-модальности.
Цель освоения дисциплины
- Развитие способностей к психологическому консультированию в области социальной, образовательной, управленческой, политической и бизнес-деятельности
- Развитие способностей к индивидуальному консультированию и психотерапии в области межличностных отношений, профориентации, планировании карьеры, личностного роста.
Планируемые результаты обучения
- Знает и понимает теоретические и исследовательские основы, преимущества и трудности интеграции консультативных подходов
- Знает о типичных трудностях начинающего консультанта и осведомлен о способах совладания с ними
- Знает теоретические и исследовательские основы глубинных составляющих консультативного процесса
- Знает теоретические и практические основы и способен углублять консультативный контакт
- Знает теоретические основы изменения человека и его жизненного мира
- Понимает базовые компоненты мастерства психологического кон-такта
- Понимает и способен обращаться с содержанием консультативного процесса
- Уметь объяснить, что такое транзактноаналитическая психотерапия и как она может быть использована в различных
- Уметь оценивать клиентов для психотерапии, используя концепции личностных адаптаций, жизненных сценариев и игр
- Уметь ставить цели, устанавливать терапевтические рамки и границы, а также формировать терапевтический альянс
- Владеть основными навыками психотерапии: умением активно слушать, поддерживать терапевтический альянс, конфронтировать, сопровождать аффективное переживание клиента, проводя его через рефлексию
- Уметь описывать, как клиент меняется в ходе транзактноаналитической психотерапии для достижения терапевтических целей
- Уметь характеризовать фазы проработки и то, на какой стадии терапии находится данный клиент
- Уметь подводить итоги контрактной работы с клиентом и завершать терапию
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Начало работы с клиентом
- Тема 2. Установление терапевтического альянса.
- Тема 3. Начало терапии. Информированное согласие и совместная постановка целей. Заключение исследовательского контракта
- Тема 4. ТА-анализ клиента
- Тема 5. Лечебный план
- Тема 6. Достижение терапевтических целей
- Тема 7. Завершение терапии
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd moduleОценка за каждый элемент контроля производится по 10-балльной шкале. Оценивается участие в интерактивных занятиях: активность во время групповых дискуссий: О-аудиторная. О-оценивание также происходит по результатам письменного задания – эссе на выбранную тему по пройденному материалу: О-эссе. Результирующая оценка высчитывается по формуле: (0,60*О-аудиторная) + (0,40*О-эссе) = О-результирующая
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Становление личности : взгляд на психотерапию, Роджерс, К. Р., 2001
- Сценарии жизни людей : школа Эрика Берна, Штайнер, К., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Групповая психотерапия и трансактный анализ, Берн, Э., 2013
- Справочник практического психолога : психодиагностика, психоанализ, гештальт-терапия, нейро-лингвистическое программирование (НЛП), транзактный анализ, позитивная психотерапия, Малкина-Пых, И. Г., 2010