• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Основы сценария документального фильма

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по выбору дает студентам возможность понять, в чем заключается работа сценариста неигрового кино, и осознать важность сценария как основу любого произведения кинематографического искусства, в том числе и документального фильма. Сложившаяся тенденция восприятия неигрового кинематографа рождает иллюзию, что сценарий документального фильма появляется непосредственно на монтажном столе, подчиняясь исключительно воле режиссера. Однако при очевидной необходимости визуальных режиссерских решений в реализации замысла в единую повествовательную канву документальной истории они складываются все-таки согласно сценарию. Не случайно в своей работе, посвященной семиотике кино, Юрий Лотман уточнял, что «кино (…) синтез двух повествовательных тенденций – изобразительной и словесной», а слово является не факультативным, а обязательным элементом киноповествования. Работа со словом – реальным, а не вымышленным - как раз прерогатива сценариста документального фильма. Курс предполагает освоение навыков этой работы как теоретически, так и практически: на базе составления сценарной заявки и ее защиты перед аудиторией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить способы выбора темы и оценки ее возможностей с точки зрения создания документальной киноистории (герои, конфликт, главная идея)
  • Получить представление о специфике создания сценария документального фильма без закадрового текста
  • Освоить навык написания сценарной заявки в русле заданной темы с четко сформулированными элементами драматургии будущего кинопроизведения
  • Приобрести базовый опыт презентации собственной творческой идеи с целью убеждения аудитории в ее ценности (питчинг заявки)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует тему будущего фильма, ищет материал, определяет идею и способы ее реализации посредством выбора героев, построения сюжета, драматургии истории
  • Отрабатывает навыки подготовки к интервью и взаимодействия с героями в условиях создания фильма без закадрового текста
  • Составляет предварительный сценарный план, включающий экспозицию, действие, которое будет происходить на экране, возможные локации съемок
  • Пишет сценарную заявку (согласно предложенному плану), в которой максимально полно отражены все аспекты творческого замысла и его воплощения – от темы и идеи фильма до способов решения и актуальности
  • Делает видеопрезентацию идеи, формулирует на основе сценарной заявки лонглайн, получает опыт защиты заявки неигрового фильма в форме питчинга
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сценарий документального фильма как способ художественного переосмысления реальной жизни
  • Сценарная заявка и базовые элементы оформления творческого замысла в концепцию фильма
  • Проблема выбора героя
  • Интервью как основной инструмент сценариста документального фильма
  • Особенности построения сюжета, переходы в сюжетных линиях, кульминация
  • Питчинг сценарной заявки – проверка творческой идеи
  • Питчинг заявок
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Создание сценарной заявки
    Студенты пишут сценарную заявку, которая включает основные моменты будущего сценария и является основой для начала съемок фильма. Общий объем текста не должен превышать две страницы.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Студенты участвуют в коллективной работе на занятиях по каждой из тем курса, приобретая навыки создания сценария документального фильма на всех этапах.
  • неблокирующий Питчинг сценарной заявки неигрового фильма
    Студенты защищают свои сценарные заявки в форме презентации перед аудиторией. Длительность выступления – 3 минуты. Ответы на вопросы – 3 минуты. Необходимо подготовить видеопрезентацию, включающую: название, лонглайн, представление героя/героев (фотографии), примеры локаций, в которых будет происходить действие.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Питчинг сценарной заявки неигрового фильма + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * Создание сценарной заявки
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Прожико, Г. С. Экран мировой документалистики (очерки становления языка зарубежного документального кино) / Г. С. Прожико. — Москва : ВГИК им. С.А. Герасимова, 2011. — 320 с. — ISBN 978-5-87149-126-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69356 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 24155 - А.Рай; Ч.Харрис - Питч всемогущий: Как доказать, что твой сценарий лучший - 9785001397571 - Альпина нон-фикшн - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/24155

Авторы

  • Федорова Ксения Александровна
  • Рено Мари Викторовна