Бакалавриат
2024/2025





Введение в языкознание и историю языка
Статус:
Курс обязательный (Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация)
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Куликова Валентина Александровна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Введение в языкознание и историю языка» занимает особое место в системе подготовки лингвистов любого профиля. Это первый теоретический курс, знакомящий студентов со своей будущей специальностью. По своему характеру курс является базовым: в нем закладываются основы общелингвистической подготовки студентов. Учебная дисциплина подготавливает студентов к изучению практически всех последующих теоретических курсов: лексикологии, теоретической фонетики, теоретической грамматики, стилистики, типологии языков и т.д. Особое внимание уделяется диахроническому подходу к изучению языка, раскрываются проблемы истории языка. Таким образом, успешность занятий студентов на протяжении всего периода обучения в вузе в значительной степени зависит от степени усвоения ими теоретического и практического материала данной дисциплины.
Цель освоения дисциплины
- • Цель учебной дисциплины – ознакомить студентов с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистических дисциплин. В задачи учебной дисциплины входит сообщение студентам знаний по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности; многообразие языков мира; типология языков и т.д.
- • Сообщить студентам знания по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности; многообразие языков мира; типология языков и т.д.
- • Дать представление о общих принципах организации и функционирования языка.
- • Ознакомить студентов с закономерностями взаимодействия языка и общества.
- Заложить основы понимания исторического развития языка, знания этимологии, внутренних и внешних факторов развития языка
Планируемые результаты обучения
- Способен осуществить грамотный лингвистический анализ текста на всех уровнях.
- Студент должен знать основы общей фонетики и фонологии, свойства единиц фонемного уровня и особенности их реализации в речи
- Студент должен знать основы теории текста, историю письма.
- Студент должен знать особенности языка как знаковой системы, функции языка, корреляцию языка и мышления, языка и речи, общую структуру языка, теории происхождения языка
- Студент должен знать свойства слова как важнейшей единицы языка, семантические изменения, лексические группировки в языке
- Студент должен знать содержание понятий "грамматическая категория", "грамматическое значение", "грамматическая форма", способы выражения грамматических значений, свойства морфем, словосочетаний и предложений, особенности их функционирования в речи.
- Студент имеет знания об основных этапах и механизмах развития языка
Содержание учебной дисциплины
- Текст как объект лингвистического исследования
- Механизмы развития языка. Основы истории языка
- Понятие о языке, его сущность и функции. Языковое разнообразие
- Изменение языка
- Грамматика. Морфология и синтаксис
- Лексика
- Фонетика, фонология, просодия
- Тема 7. Язык и общество.
- Тема 8. Язык и мышление.
Элементы контроля
- Письменная работа: конспект научной или научно-популярной книги по лингвистикеСоставление конспекта (реферирование, анализ) научной или научно-популярной книги по лингвистике (книга из списка предложенной литературы - на выбор студента)
- Активность (аудиторная работа)В аудиторную работу входит балл за активность на семинарских занятиях (плюсы за ответы на вопросы, выполнение заданий)
- ДокладДоклады выполняются в группах по 2-3 человека, презентуются на семинарах
- ЭкзаменЭкзамен представляет собой ответ на вопросы экзаменационного билета. Экзаменационный билет включает в себя один теоретический вопрос и одно практическое задание. Студенту предоставляется время на подготовку ответа.
- ТестТестовые задания открытого типа по фонетике, морфемике, лексике, морфологии, синтаксису
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Активность (аудиторная работа) + 0.2 * Доклад + 0.2 * Письменная работа: конспект научной или научно-популярной книги по лингвистике + 0.2 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в языкознание, учебник для академического бакалавриата, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2-е изд., перераб. и доп., 494 с., Немченко, В. Н., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в языкознание : учебное пособие / составители Е. Л. Березович [и др.] , научный редактор М. Э. Рут. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 100 с. — ISBN 978-5-9765-3607-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105145 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Даниленко, В. П. Введение в языкознание : курс лекций : учебное пособие / В. П. Даниленко. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 288 с. — ISBN 978-5-9765-0833-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/84289 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.