Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Стратегии и инструменты CRM

Статус: Курс по выбору (Маркетинг - менеджмент)
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Управление отношениями с клиентами (CRM) – одно из наиболее быстро развивающихся направлений современного менеджмента. Зародившись на стыке маркетинга, сервиса и информационных технологий, оно уже многие годы является важнейшей составляющей практической деятельности современных предприятий и организаций любых видов деятельности. Курс «Стратегии и инструменты CRM» призван создать у студентов комплексное понимание ключевых категорий, которые относятся к тематике CRM.В нем обсуждаются как результаты современных академических исследований, так и лучшие практики управления отношениями с клиентами в ведущих зарубежных и российских компаниях. Существенной особенностью реализации дисциплины является включение в её программу групповых проектов, выполняемых под руководством представителей компаний-партнеров курса и нацеленных на решение реальных задач в области современных аспектов CRM – от разработки программ лояльности и дизайна целевых маркетинговых кампаний по удержанию и развитию клиентов, до разработки полноценных стратегий управления отношениями с клиентами
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить основные концепции, категории и инструменты современного CRM, включая: связь удовлетворенности и лояльности клиентов с показателями деятельности компании, подходы к анализу и формированию клиентского опыта, стратегические аспекты CRM, типовые маркетинговые/стратегические цели и задачи внедрения CRM, подходы к расчету и управлению ценностью клиента, типы и особенности проведения целевых маркетинговых кампаний для различных этапов жизненного цикла клиента, особенности управления проектами в области CRM, методику проведения аудита уровня развития клиентских отношений, особенности внедрения CRM в различных индустриях.
  • Понять место вопросов, связанных с управлением отношениями с существующими клиентами, в общем перечне задач, решаемых современным маркетологом, включая: связь стратегий CRM с маркетинговыми стратегиями, место CRM-метрик в общей системе метрик анализа результативности маркетинговой деятельности, различия между сегментацией существующих клиентов для решения задач развития/удержания клиентов и сегментацией рынка для решения «типовых» задач маркетолога в области повышения конкурентоспособности компании.
  • Получить практические навыки реализации реальных CRM-проектов, нацеленных на решение «типовых» маркетинговых задач в различных индустриях (eg повышение среднего счета, снижение оттока клиентов, разработка концепции программы лояльности, пр.), а также навыков по проведению CRM-аудита и проведения публичных обсуждений вопросов CRM в рамках защиты разработанных инициатив.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных концепций, категорий и инструментов современного CRM, используемых в практике современных маркетологов
  • Понимание особенностей стратегий, подходов и инструментов, используемых маркетологами для решения типовых задач на различных этапах жизненного цикла клиента (привлечение, развитие, удержание, возврат)
  • Практические навыки реализации реальных CRM-проектов
  • Знание ключевых метрик, используемых для анализа результативности реализуемых целевых маркетинговых кампаний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое CRM, кому и зачем он нужен?
  • Как правильно любить своих клиентов?
  • Стратегические аспекты CRM
  • Персонализация отношений с клиентам
  • Аналитические инструменты CRM для решения маркетинговых задач
  • Разработка, проведение и оценка результативности целевых маркетинговых кампаний
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    Блокирующий экзамен (в онлайн-формате) с 10 закрытыми вопросами с множественным выбором и 5 открытыми вопросами. Между вопросами нет возможности переключаться. Время на 1 закрытый вопрос – 1 минута, предусмотрены вопросы с множественным вариантами ответов. Время на 1 открытый вопрос – 10 минут. Время экзамена – 60 минут.
  • неблокирующий Итоговая защита Курсового проекта
    Студентам необходимо представить разработанный исходя из задач компании-партнера проект.
  • неблокирующий Индивидуальные задания
    Индивидуальные задания (тесты) проводятся по материалам занятий в формате онлайн на лекциях и семинарах.
  • неблокирующий Активность
    Фиксируется качество вопросов и высказываний на занятиях курса. Учитывается вклад в обсуждения и дискуссии, релевантность и креативность выступлений.
  • неблокирующий Индивидуальное задание по итогам Курсового проекта
    Студентам необходимо написать индивидуальное эссе по итогам выполнения группового проекта, сформулировать выводы и рекомендации, выходящие за пределы группового решения проекта, проявив при этом понимание ключевых концепций курса и их связь с полученными результатами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.1 * Активность + 0.05 * Индивидуальное задание по итогам Курсового проекта + 0.1 * Индивидуальные задания + 0.35 * Итоговая защита Курсового проекта + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Customer relationship management : concepts and technologies, Buttle, F., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Marketing strategy : based on first principles and data analytics, Palmatier, R. W., 2021
  • Strategic customer management : integrating relationship marketing and CRM, Payne, A., 2013

Авторы

  • Манин Александр Владимирович