2024/2025





Логический анализ медиатекста
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Алевизаки Ольга Ростиславовна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Логический анализ медиатекста» предполагает получение бакалаврами базовой информации о законах и формах логического мышления и основах логического анализа текстов, формирование логической культуры студентов, обучающихся по программам «Журналистика» / «Медиакоммуникации». Логический анализ позволяет глубже понять природу текста, его логические качества, проверить правильность рассуждений, осознать смысл понятия истины. Курс знакомит с основными законами формальной логики и типичными случаями их нарушения, дает представление о природе логических ошибок в журналистском тексте, знакомит с принципами построения доказательств и опровержений, выдвижения и обоснования гипотез, правилами формирования логического вывода. Знакомство с дисциплиной «Логический анализ медиатекста» целесообразно совместно с курсом «Редактирование медиатекстов», так как навыки логического анализа необходимы в процессе редакторской обработки медиаматериалов. В ходе изучения последующих профессиональных дисциплин (профессиональные творческие студии, производственная практика и пр.), спецкурсов и спецсеминаров, а также других базовых дисциплин и предметов, относящихся к выбранной специализации, бакалавры смогут применять полученные знания и навыки при работе с медиатекстами, проведении журналистских и научных исследований, осмыслении проблем, относящихся к различным жизненным сферам.
Цель освоения дисциплины
- Видеть отношения между понятием и словом и между понятиями и совершать логические операции с понятиями;
- Отличать отношения между суждением и предложением и между суждениями;
- Совершать логические операции с суждениями; уметь строить логические умозаключения;
- Применять в речи формально-логические законы и формально-логические методы редакторского анализа текста;
- Понимать содержательную и структурно-композиционную специфику медиатекстов;
- Вести дискуссию и полемику; владеть нормами современного русского языка и культуры речи, в том числе логичностью речи;
- Уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- Владеть основными формами абстрактного мышления, семантическими категориями, приемами логического анализа текста, методикой логического свертывания частей текста.
Планируемые результаты обучения
- Способен и готов к профессиональному, терминологически корректному устному и письменному диалогу с автором материала при логическом анализе медиатекста;
- Соблюдает основные требования к публично предъявляемым текстовым материалам (логичность, смыслоёмкость, точность, достоверность, наличие ссылок на источники информации, разграничение фактов и оценок, плюрализм мнений и точек зрения и др.);
- Владеет базовой информацией о законах и формах логического мышления и основах логического анализа текстов;
- Понимает природу текста, его логические качества, способен проверить правильность рассуждений, осознать смысл понятия истины;
- Имеет представление о типичных случаях нарушения законов формальной логики, знает природу логических ошибок в медиатексте;
- Приводит материал в соответствие с требованиями логической культуры, предъявляемыми к медиатекстам.
Содержание учебной дисциплины
- Предмет и задачи курса «Логический анализ медиатекста»
- Основные единицы логического анализа
- Логика имен (понятий)
- Логические операции с именами и определениями
- Логика суждений (высказываний)
- Логический закон тождества
- Логический закон противоречия
- Логический закон исключенного третьего
- Логический закон достаточного основания
- Логические основы доказательства
Элементы контроля
- Практическое задание 1
- Самостоятельная работа 1
- Практическое задание 2
- Самостоятельная работа 2
- Итоговая самостоятельная работа
- Работа на лекциях и семинарах
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.3 * Итоговая самостоятельная работа + 0.1 * Практическое задание 1 + 0.1 * Практическое задание 2 + 0.1 * Работа на лекциях и семинарах + 0.15 * Самостоятельная работа 1 + 0.25 * Самостоятельная работа 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ивин, А. А. Логика для журналистов : учебник для вузов / А. А. Ивин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06556-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538346 (дата обращения: 27.08.2024).
- Ивлев Ю.В. - Логика. Краткий курс. Учебное пособие - 978-5-392-23043-3 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/33182 - 33182 - PROSPECT
- Теория риторической аргументации, Волков, А. А., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Языки славянских культур, 1999. — 912 с. — ISBN 5-7859-0027-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137260 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ивлев Ю.В. - Теория и практика аргументации. Учебник - 978-5-392-16310-6 - Проспект - 2015 - http://ebs.prospekt.org/book/28023 - 28023 - PROSPECT
- Книга по логике, общедоступная и увлекательная, Никифоров, А. Л., 2006
- Логика : элементарный курс для гуманитарных специальностей, Свинцов, В. И., 1998
- Поварнин, С. И. Спор. О теории и практике спора / С. И. Поварнин , ответственный редактор В. И. Аннушкиин. — 8-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 120 с. — ISBN 978-5-89349-414-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/232685 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Предложение и его смысл : логико - семантические проблемы, Арутюнова, Н. Д., 2007
- Текст как объект лингвистического исследования, Гальперин, И. Р., 2016