2024/2025





Русский язык для продолжающих: от В1 и выше. Практическая грамматика
Статус:
Дисциплины для иностранных студентов
Кто читает:
Департамент русского языка как иностранного
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Башанова Мария Алексеевна,
Волкова Татьяна Константиновна,
Выговская Наталья Сергеевна,
Галимуллина Алина Ринатовна,
Грабовская Мария Андреевна,
Грушко Ксения Александровна,
Кашлева Ксения Константиновна,
Павлова Ольга Валентиновна,
Пышечкина Мария Александровна,
Старостина Анна Арсеновна,
Тверицкая Антонина Борисовна,
Темешева Алёна Викторовна,
Черкасова Жанна Анатольевна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Целью курса является дальнейшее развитие русскоязычных компетенций в русском языке общего владения (лексика, грамматика, синтаксис, стилистика), и в русском языке в профессиональной сфере. Задачи курса включают продвижение языковых компетенций студентов от уровня В1 (по шкале CEFR) до уровня В2 и выше.The course is designed to assist in further development of Russian-language competencies, both in general proficiency (vocabulary, grammar, syntax, stylistics), and in the Russian language in professional communication. The objectives of the course include improving students' language competencies from level B1 (on the CEFRscale) to level B2 and above.
Цель освоения дисциплины
- Достичь уровня владения языком ТРКИ-2 (В2) и подтвердить его, сдав экзамен.
- Освоить базовые навыки академического письма и говорения.
- Освоить базовые навыки академического чтения и слушания.
Планируемые результаты обучения
- Уверенно владеют лексико-грамматической системой русского языка на уровне ТРКИ-1, допускают минимальное количество ошибок в заданиях лексико-грамматического теста.
- Уверенно читают без словаря неспециальные тексты, допускают минимальное количество ошибок в тесте, проверяющем понимание содержания текста.
- Уверенно обсуждают широкий круг социально значимых проблем, не имеющих отношения к выбранной специальности, высказывают собственное мнение, выражают согласие, несогласие, сомнение, умеют запросить информацию у собеседника. Делают минимальное количество грамматических ошибок в устной речи.
- Воспринимая на слух неадаптированные или минимально адаптированные тексты на социально значимые темы, не имеющие отношения к выбранной специальности, могут воспроизвести основную мысль услышанного, высказать собственную точку зрения относительно основной идеи текста, соотнести услышанную информацию с имеющимися фоновыми знаниями. Делают минимальное количество ошибок в тестах, проверяющих понимание услышанного.
- Уверенно создают письменные тексты, связанные с общезначимыми социально-культурными проблемами: могут письменно пересказать прочитанный текст, высказав собственное мнение, написать дружеское письмо, сообщив требуемую информацию и задав вопросы разной структуры. Делают минимальное число грамматических и лексических ошибок, связанных с материалом уровня ТРКИ-1.
- Владеет лексикой в пределах минимума ТРКИ-2: соотносит слово и его толкование, использует слово в устной и письменной речи.
- Уверенно владеет грамматикой в пределах программы ТРКИ-2, предусмотренной ГОСТ-ом. Делает минимальное количество ошибок в лексико-грамматическом тесте ТРКИ-2, делает минимальное количество грамматических ошибок в устной и письменной речи (в рамках уровня ТРКИ-2).
- Умеют различать научный, деловой, публицистический, художественный и разговорный стили речи, отличать формальный текст от неформального, выбирать уместные для конкретной ситуации общения языковые средства, формальные или неформальные.
- Владеют основными жанрами академической речи. Могут создать тексты этих жанров, как письменные, так и устные. Владеют нормами академического этикета.
Содержание учебной дисциплины
- Русский язык как иностранный: ТРКИ-1, корректировочный курсРаздел может быть опущен, если группе не требуется корректировочный курс ТРКИ-1.
Элементы контроля
- Итоговый экзамен
- Домашнее задание8 домашних заданий на оценку в 3 и 4 модулях.
- Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговый экзамен + 0.3 * Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дорога в Россию. 2: (Базовый уровень), , 2016
- Дорога в Россию. 3, 1: (Первый уровень - 1), , 2016
- Дорога в Россию. 3, 1: (Первый уровень - 1), Антонова, В. Е., 2017
- Дорога в Россию. 3, 2: (Первый уровень - 2), , 2014
- Дорога в Россию. 3, 2: (Первый уровень - 2), , 2016
- Русский язык : первые шаги. Ч.3: ., Беликова, Л. Г., 2019
- Русский язык как иностранный (A1–A2), Корнева, Г.В., 2021
- Русский язык как иностранный. Практический интенсивный курс (+CD) : Учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Ласкарева, Е.Р., 2016
- Русский язык как иностранный. Ч.2: ., Позднякова, А. А., 2014
- Слушать и услышать : пособие по аудированию для изучающих русский язык как неродной : базовый уровень (А2), Ермаченкова, В. С., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дорога в Россию. 2: (Базовый уровень), , 2016
- Русский язык : первые шаги. Ч.2: ., Беликова, Л. Г., 2018