2024/2025
Нарративная практика в семейной психотерапии с детьми и с парами
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Освоение данной дисциплины позволит студентам применять методологию и инструменты нарративной практики в ситуациях работы с семьями в разных ситуациях, применять разработанный в нарративной практике арсенал методик в ситуации консультирования группы, а также разнообразит возможности консультирования включением элементов письменной практики
Цель освоения дисциплины
- Знакомство со взглядами нарративной практики на семью, ее членов, место проблемы в семейной системе
- знакомство с методами работы нарративной практики с семьей, ее методологией
- Знакомство с методами работы с детьми, взглядами нарративной практикой на позицию ребенка в семейной системе, особенностями консультирования детей, работой с детско-родительской подсистемой.
- Освоение методов работы с парами, возможностями нарративной практики в ситуациях острых конфликтов
- Освоение инструментов работы с парами, семьями, детьми
Планируемые результаты обучения
- возможность проанализировать студентом случая работы с семьей в перспективе нарративной практики
- Ознакомление с многообразием терапевтических документов, моментов их включения в терапевтическую работу, наработка навыков создания терапевтических писем
- Освоение методики нарративной работы в разговоре с парой, особенностей работы в ситуации конфликта
- Усвоение возможных нарративных ходов и вопросов для ребенка отдельно и для совместного разговора с ребенком и его родителями
Содержание учебной дисциплины
- Особенности семейного консультирования в нарративной практике
- Работа с детьми в нарративной практике
- Психологическое консультирование пар
- Создание терапевтических документов
Элементы контроля
- аудиторная работаоценивается активность студентов во время занятий
- письменная работа 4. Терапевтическое письмо клиентуНапишите терапевтическое письмо клиенту (гипотетическому клиенту). Чем это письмо может быть полезным для дальнейшей работы?
- письменная работа 1 по анализу семейной истории с перспективы нарративной практикиОпишите особенности семейной системы данной семьи в логике нарративного подхода. Сформулируйте возможности для построения альтернативной истории, предложите ходы и техники, которые в данном случае, как вам кажется, могли бы быть полезны.
- письменная работа 3 по описанию конкретного случая работы с паройКак вы бы предложили строить единую предпочитаемую историю в данном случае при работе с парой? Какие вопросы вы бы задавали для этого? Кому бы они были адресованы?
- письменная работа 2 по анализу работы с семьей с ребенком с перспективы нарратиной практикиОпишите данный случай с точки зрения логики нарративной практики. Какие вопросы к ребенку вы предложили бы? О чем, как вам кажется, было бы полезно порасспрашивать родителей ребенка для построения предпочитаемой истории? Какие техники вы бы применили?
- аудиторная работаоценивается активность студентов во время занятий
- письменная работа 4. Терапевтическое письмо клиентуНапишите терапевтическое письмо клиенту (гипотетическому клиенту). Чем это письмо может быть полезным для дальнейшей работы?
- письменная работа 1 по анализу семейной истории с перспективы нарративной практикиОпишите особенности семейной системы данной семьи в логике нарративного подхода. Сформулируйте возможности для построения альтернативной истории, предложите ходы и техники, которые в данном случае, как вам кажется, могли бы быть полезны.
- письменная работа 3 по описанию конкретного случая работы с паройКак вы бы предложили строить единую предпочитаемую историю в данном случае при работе с парой? Какие вопросы вы бы задавали для этого? Кому бы они были адресованы?
- письменная работа 2 по анализу работы с семьей с ребенком с перспективы нарратиной практикиОпишите данный случай с точки зрения логики нарративной практики. Какие вопросы к ребенку вы предложили бы? О чем, как вам кажется, было бы полезно порасспрашивать родителей ребенка для построения предпочитаемой истории? Какие техники вы бы применили?
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.05 * аудиторная работа + 0.05 * аудиторная работа + 0.1 * письменная работа 1 по анализу семейной истории с перспективы нарративной практики + 0.1 * письменная работа 1 по анализу семейной истории с перспективы нарративной практики + 0.2 * письменная работа 2 по анализу работы с семьей с ребенком с перспективы нарратиной практики + 0.1 * письменная работа 2 по анализу работы с семьей с ребенком с перспективы нарратиной практики + 0.1 * письменная работа 3 по описанию конкретного случая работы с парой + 0.1 * письменная работа 3 по описанию конкретного случая работы с парой + 0.1 * письменная работа 4. Терапевтическое письмо клиенту + 0.1 * письменная работа 4. Терапевтическое письмо клиенту