We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History and Theory of Media

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Institute of Media
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Instructors


Буланичев Алексей Викторович


Ильина Ирина Анатольевна


Кузнецова Евгения Алексеевна

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе предлагается обширное поле знаний по теориям медиакоммуникаций, оптимизированное до тех содержательных единиц, которые создают необходимый студентам фундамент для проведения исследований и написания собственных научных работ. Дисциплина "История и теория медиа" знакомит студентов с основными научными направлениями в области исследования массовых коммуникаций, учит ориентироваться в исторических аспектах развития медиа в обществе, различиях и концептуальных особенностях некоторых подходов к исследованию медиа и теоретических школ их изучения. Базовыми пререквизитами для данной дисциплины являются общие знания уровня школы и бакалавриата в сфере общей социологии, философии, психологии и т.п.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов комплексного представления о современных теоретических подходах к изучению массовых коммуникаций
  • Актуализация значимости междисциплинарного знания в области медиаисследований.
  • Освоение навыков использования теорий массовых коммуникаций в качестве концептуальной рамки для анализа процессов, происходящих в сфере медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные определения, концепции и подходы теории массовых коммуникаций.
  • Предметно рассуждает по темам и анализирует стимульный материал.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История развития медиа
  • Введение в теорию медиа
  • Информация как фундаментальное общенаучное понятие
  • Понятие коммуникации в гуманитарной сфере
  • Нормативные и операциональные теории медиа
  • Структурно-функциональный анализ медиа
  • Теории медиавоздействия
  • Культурно-критические теории медиа
  • Интерпретативные теории медиа
  • Теории информационного общества и глобализации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа №2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.35 * Контрольная работа №1 + 0.25 * Контрольная работа №2 + 0.2 * Работа на занятиях + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бакулев Г.П. - Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 192с. - ISBN: 978-5-7567-0795-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97218
  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 189 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006584-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/398446
  • Социология массовой коммуникации : Учебное пособие / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 352 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-186-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/176539

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
  • Психология массовых коммуникаций : учебник / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 303 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/23673. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792707

Авторы

  • Тимофеева Оксана Александровна
  • Кузнецова Евгения Алексеевна
  • Федорова Ксения Александровна
  • Буланичев Алексей Викторович
  • Панасенко Юлия Владимировна
  • Абрамов Роман Сергеевич
  • Вербилович Ольга Евгеньевна