We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Bachelor 2020/2021

Trade Policy and Competitiveness of International Business

Category 'Best Course for Career Development'
Category 'Best Course for Broadening Horizons and Diversity of Knowledge and Skills'
Type: Elective course (World Economy)
Area of studies: Economics
Delivered by: Department of Trade Policy
When: 3 year, 3, 4 module
Mode of studies: offline
Instructors: Ekaterina Mironova
Language: English
ECTS credits: 4
Contact hours: 48

Course Syllabus

Abstract

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Данная программа направлена на формирование у студентов знаний и компетенций в области торговой политики, продвижении интересов национального бизнеса, внешнеэкономической деятельности стран.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Подготавливает к фундаментальному изучению инструментов и отдельных аспектов торговой политики
  • Формирует базовые знания основ торговой политики и понимания роли торговой политики в продвижении интересов национального бизнеса
  • Описывает цели и интересы бизнеса в области внешнеэкономической деятельности
  • Иллюстрирует основные теории международной торговли и прямых иностранных инвестиций
  • Анализирует факторы, влияющие на выбор способов ведения зарубежного бизнеса.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Называет основы торговой политики РФ.
  • Перечисляет основные принципы торговой политики РФ.
  • Называет основные элементы и направления торговой политики РФ.
  • Иллюстрирует современное состояние торговой политики РФ.
  • Выбирает тему исследования.
  • Формулирует цели и задачи исследования.
  • Определяет предмет и объект исследования.
  • Формулирует гипотезу исследования.
  • Подготавливает и представляет презентацию по выбранной теме курсовой работы (обоснование, актуальность, объект, предмет, гипотеза и концепция).
  • Описывает тему и структуру работы.
  • Описывает оглавление, введение, основное содержание, выводы.
  • Описывает основные элементы работы: теория, эмпирическое исследований, прикладные элементы работы.
  • Доказывает новизну и основные результаты работы.
  • Представляет выводы и основные положения работы.
  • Описывает исследование – как процесс познания сущности явления.
  • Называет предмет экономических научных исследований.
  • Перечисляет основы работы с источниками и литературой.
  • Использует электронные библиотечные ресурсы ВШЭ.
  • Работает в электронных базах данных периодики.
  • Использует базы цитирования Web of Science.
  • Оформляет список источников и литературы.
  • Объясняет понятие региональных торговых соглашений.
  • Иллюстрирует роль РТС в многосторонней торговой системе.
  • Описывает понятие торговой политики.
  • Описывает торговую политику как сферу взаимодействия государства и бизнеса.
  • Объясняет необходимость диалога в процессе совершения торговых процессов, входящих в торговую политику.
  • Называет основные элементы торговой политики.
  • Объясняет понятие транснациональных корпораций.
  • Иллюстрирует основные сферы деятельности ТНК.
  • Описывает особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Объясняет соотношение ТНК и торговой политики.
  • Описывает основы международной конкурентоспособности бизнеса.
  • Иллюстрирует пути достижения внешнеэкономических целей.
  • Описывает содержание тем: характеристика способов проникновения, преимущества и недостатки различных способов.
  • Описывает факторы выбора способа проникновения бизнеса на зарубежные рынки.
  • Описывает инструменты государственного регулирования.
  • Объясняет цели государственного регулирования и торговой политики.
  • Иллюстрирует перспективы региональных торговых соглашений.
Course Contents

Course Contents

  • Актуальные проблемы торговой политик РФ
  • Выбор основных направлений и темы исследования.
    Выбор и формулирование темы исследования. Актуальность работы. Разбор приме-ров наиболее актуальных тем курсовых по предмету специализации. Формулирование цели исследования. Задачи научного исследования. Разбор типичных ошибок в формулировке темы исследования. Подходы к определению предмета и объекта исследования. Содержание и значение гипотезы в рамках научного исследования. Выбор и формулирование гипотезы. Понятие концепции исследования. Обоснование и формулирование концепции. Подготовка слу-шателями обоснования темы работы, подготовка и представление презентаций по выбранной теме курсовой работы (обоснование, актуальность, объект, предмет, гипотеза и концепция). Обсуждение.
  • Структура исследования и подходы к составлению плана научно-исследовательской работы.
    Разбор типовых подходов к построению работы. Тема и структура работы. Оглав- ление, введение, основное содержание, выводы. Основные элементы работы: теория, эмпирическое исследований, прикладные элементы работы. Научный аппарат. Элементы научного анализа и синтеза. Самостоятельность анализа, принципы цитирования, плагиат. Структура работы и описание методики исследования. Новизна и основные результаты работы. Теоретическая и практическая значимость и личный вклад автора. Обеспечение достоверности работы. Оформление и представление выводов и основных положений работы. Подготовка и обсуждение планов работ и их корректировка.
  • Использование и обработка статистических источников.
    Виды статистических источников. Ресурсы, содержащие нормативную, аналитическую и статистическую, новостную информацию. Базы данных экономических и социологических данных. Базы данных международных организаций. Статистические порталы российских государ-ственных органов. Информационно-статистический портал INTRACEN. Работа в веб интерфейсе с инструментами на базе Trade Map и Market Access Ma и обработка данных. Использование аналитических и графических инструментов для представления данных.
  • РТС и роль регионального фактора в формировании торговой политики страны.
    Региональные торговые соглашения и их роль в многосторонней торговой системы. Понятие ре-гиональной торговой политики. Перспективы РТС.
  • Взаимодействие государства и бизнеса.
    Торговая политик как сфера взаимодействия государства и бизнеса. Необходимость диалога. Роль отдельных групп. Промышленное лобби. Особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Взаимодействие государства и бизнеса.
    Торговая политик как сфера взаимодействия государства и бизнеса. Необходимость диалога. Роль отдельных групп. Промышленное лобби. Особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Взаимодействие государства и бизнеса.
    Торговая политик как сфера взаимодействия государства и бизнеса. Необходимость диалога. Роль отдельных групп. Промышленное лобби. Особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Взаимодействие государства и бизнеса.
    Торговая политик как сфера взаимодействия государства и бизнеса. Необходимость диалога. Роль отдельных групп. Промышленное лобби. Особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Влияние государственного регулирования на конкурентоспособность компаний.
    Содержание тем: обзор инструментов государственного регулирования, цели государственного регулирования и торговой политики, конфликт и согласие целей бизнеса и государства.
  • Выбор способа проникновения на зарубежные рынки: теоретические подходы и факторы.
    Содержание тем: характеристика способов проникновения, преимущества и недостатки различных способов, теория интернализации, теория Дж. Даннинга, факторы выбора способа проникновения бизнеса на зарубежные рынки.
  • Основные подходы к определению целей внешнеэкономической деятельности бизнеса и его долгосрочных интересов
    Международная конкурентоспособность бизнеса, факторы международной конкурентоспособности, подходы stakeholder и shareholder, пути достижение внешнеэкономических целей.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Текущая успеваемость студентов.
  • non-blocking Итоговые тест и домашняя работа
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (4 module)
    0.7 * Итоговые тест и домашняя работа + 0.3 * Текущая успеваемость студентов.
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Business basics : student's book, Grant, D., 2002
  • Аникеева О. П. - СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-12389-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-otvetstvennost-biznesa-i-mezhdunarodnaya-konkurentosposobnost-447425
  • Барабанов, А.С. Управление региональной конкурентоспособностью [Электронный ресурс] : монография / А.С. Барабанов; под науч. рук.Т.В. Усковой. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. - 160 с. - ISBN 978-5-93299-259-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1019714 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019714

Recommended Additional Bibliography

  • Анучин А.А., Беленов О.Н. - Конкурентоспособность стран и регионов - КноРус - 2011 - 142с. - ISBN: 978-5-406-00636-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901903