• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Торговая политика и конкурентоспособность международного бизнеса

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: английский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Course Syllabus

Abstract

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Данная программа направлена на формирование у студентов знаний и компетенций в области торговой политики, продвижении интересов национального бизнеса, внешнеэкономической деятельности стран.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Подготавливает к фундаментальному изучению инструментов и отдельных аспектов торговой политики
  • Формирует базовые знания основ торговой политики и понимания роли торговой политики в продвижении интересов национального бизнеса
  • Описывает цели и интересы бизнеса в области внешнеэкономической деятельности
  • Иллюстрирует основные теории международной торговли и прямых иностранных инвестиций
  • Анализирует факторы, влияющие на выбор способов ведения зарубежного бизнеса.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Называет основы торговой политики РФ.
  • Перечисляет основные принципы торговой политики РФ.
  • Называет основные элементы и направления торговой политики РФ.
  • Иллюстрирует современное состояние торговой политики РФ.
  • Выбирает тему исследования.
  • Формулирует цели и задачи исследования.
  • Определяет предмет и объект исследования.
  • Формулирует гипотезу исследования.
  • Подготавливает и представляет презентацию по выбранной теме курсовой работы (обоснование, актуальность, объект, предмет, гипотеза и концепция).
  • Описывает тему и структуру работы.
  • Описывает оглавление, введение, основное содержание, выводы.
  • Описывает основные элементы работы: теория, эмпирическое исследований, прикладные элементы работы.
  • Доказывает новизну и основные результаты работы.
  • Представляет выводы и основные положения работы.
  • Описывает исследование – как процесс познания сущности явления.
  • Называет предмет экономических научных исследований.
  • Перечисляет основы работы с источниками и литературой.
  • Использует электронные библиотечные ресурсы ВШЭ.
  • Работает в электронных базах данных периодики.
  • Использует базы цитирования Web of Science.
  • Оформляет список источников и литературы.
  • Объясняет понятие региональных торговых соглашений.
  • Иллюстрирует роль РТС в многосторонней торговой системе.
  • Описывает понятие торговой политики.
  • Описывает торговую политику как сферу взаимодействия государства и бизнеса.
  • Объясняет необходимость диалога в процессе совершения торговых процессов, входящих в торговую политику.
  • Называет основные элементы торговой политики.
  • Объясняет понятие транснациональных корпораций.
  • Иллюстрирует основные сферы деятельности ТНК.
  • Описывает особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Объясняет соотношение ТНК и торговой политики.
  • Описывает основы международной конкурентоспособности бизнеса.
  • Иллюстрирует пути достижения внешнеэкономических целей.
  • Описывает содержание тем: характеристика способов проникновения, преимущества и недостатки различных способов.
  • Описывает факторы выбора способа проникновения бизнеса на зарубежные рынки.
  • Описывает инструменты государственного регулирования.
  • Объясняет цели государственного регулирования и торговой политики.
  • Иллюстрирует перспективы региональных торговых соглашений.
Course Contents

Course Contents

  • Актуальные проблемы торговой политик РФ
  • Выбор основных направлений и темы исследования.
    Выбор и формулирование темы исследования. Актуальность работы. Разбор приме-ров наиболее актуальных тем курсовых по предмету специализации. Формулирование цели исследования. Задачи научного исследования. Разбор типичных ошибок в формулировке темы исследования. Подходы к определению предмета и объекта исследования. Содержание и значение гипотезы в рамках научного исследования. Выбор и формулирование гипотезы. Понятие концепции исследования. Обоснование и формулирование концепции. Подготовка слу-шателями обоснования темы работы, подготовка и представление презентаций по выбранной теме курсовой работы (обоснование, актуальность, объект, предмет, гипотеза и концепция). Обсуждение.
  • Структура исследования и подходы к составлению плана научно-исследовательской работы.
    Разбор типовых подходов к построению работы. Тема и структура работы. Оглав- ление, введение, основное содержание, выводы. Основные элементы работы: теория, эмпирическое исследований, прикладные элементы работы. Научный аппарат. Элементы научного анализа и синтеза. Самостоятельность анализа, принципы цитирования, плагиат. Структура работы и описание методики исследования. Новизна и основные результаты работы. Теоретическая и практическая значимость и личный вклад автора. Обеспечение достоверности работы. Оформление и представление выводов и основных положений работы. Подготовка и обсуждение планов работ и их корректировка.
  • Использование и обработка статистических источников.
    Виды статистических источников. Ресурсы, содержащие нормативную, аналитическую и статистическую, новостную информацию. Базы данных экономических и социологических данных. Базы данных международных организаций. Статистические порталы российских государ-ственных органов. Информационно-статистический портал INTRACEN. Работа в веб интерфейсе с инструментами на базе Trade Map и Market Access Ma и обработка данных. Использование аналитических и графических инструментов для представления данных.
  • РТС и роль регионального фактора в формировании торговой политики страны.
    Региональные торговые соглашения и их роль в многосторонней торговой системы. Понятие ре-гиональной торговой политики. Перспективы РТС.
  • Взаимодействие государства и бизнеса.
    Торговая политик как сфера взаимодействия государства и бизнеса. Необходимость диалога. Роль отдельных групп. Промышленное лобби. Особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Взаимодействие государства и бизнеса.
    Торговая политик как сфера взаимодействия государства и бизнеса. Необходимость диалога. Роль отдельных групп. Промышленное лобби. Особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Взаимодействие государства и бизнеса.
    Торговая политик как сфера взаимодействия государства и бизнеса. Необходимость диалога. Роль отдельных групп. Промышленное лобби. Особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Взаимодействие государства и бизнеса.
    Торговая политик как сфера взаимодействия государства и бизнеса. Необходимость диалога. Роль отдельных групп. Промышленное лобби. Особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Влияние государственного регулирования на конкурентоспособность компаний.
    Содержание тем: обзор инструментов государственного регулирования, цели государственного регулирования и торговой политики, конфликт и согласие целей бизнеса и государства.
  • Выбор способа проникновения на зарубежные рынки: теоретические подходы и факторы.
    Содержание тем: характеристика способов проникновения, преимущества и недостатки различных способов, теория интернализации, теория Дж. Даннинга, факторы выбора способа проникновения бизнеса на зарубежные рынки.
  • Основные подходы к определению целей внешнеэкономической деятельности бизнеса и его долгосрочных интересов
    Международная конкурентоспособность бизнеса, факторы международной конкурентоспособности, подходы stakeholder и shareholder, пути достижение внешнеэкономических целей.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Текущая успеваемость студентов.
  • non-blocking Итоговые тест и домашняя работа
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (4 module)
    0.7 * Итоговые тест и домашняя работа + 0.3 * Текущая успеваемость студентов.
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Business basics : student's book, Grant, D., 2002
  • Аникеева О. П. - СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-12389-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-otvetstvennost-biznesa-i-mezhdunarodnaya-konkurentosposobnost-447425
  • Барабанов, А.С. Управление региональной конкурентоспособностью [Электронный ресурс] : монография / А.С. Барабанов; под науч. рук.Т.В. Усковой. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. - 160 с. - ISBN 978-5-93299-259-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1019714 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019714

Recommended Additional Bibliography

  • Анучин А.А., Беленов О.Н. - Конкурентоспособность стран и регионов - КноРус - 2011 - 142с. - ISBN: 978-5-406-00636-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901903