We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Postgraduate course 2023/2024

Research Seminar "Research in the Field of Transformation of Business Models and Business Processes"

Type: Elective course
Area of studies: Postgraduate Studies
When: 2 year, 1 semester
Mode of studies: offline
Open to: students of one campus
Instructors: Olga Tretyak
Language: English
ECTS credits: 3
Contact hours: 20

Course Syllabus

Abstract

На основе новых вызовов в менеджменте, которые возникают в результате стремительных изменений в окружающей среде показаны новые направления исследований, которые развиваются в ответ на запросы бизнеса. Отдельные направления исследований только зарождаются, другие – модифицируют уже сложившиеся исследовательские школы, создавая тем самым основания для сближения исследовательской повестки и проблем реального бизнеса. На примере исследований трансформации бизнес-моделей и процессов демонстрируется как формировались основные направления исследования в этой развивающейся тематике, происходило становление методологической основы, консолидация основных понятий, раскрывается спектр открытых вопросов. Курс акцентирует внимание на динамике процессов трансформации и системной перспективе, базируясь на появлении новых сложных форм организации бизнеса. Курс проводится в форме научного семинара, в котором обсуждаются статьи и подходы, отражающие современный уровень понимания проблем трансформации. Особое внимание обращается на развитие логики исследования в контексте «постановка проблемы – основные вопросы исследования – методология – дизайн – новизна ожидаемых результатов».
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Целью освоения дисциплины является оказание помощи аспиратам: - в анализе основных направлений исследования в области выбранной темы, наглядном представлении развития различных исследовательских направлений и их современных акцентов; - в определении степени разработанности проблемы и выделении той новизны, которую соискатель намерен продемонстрировать в результате своего исследования; - в глубоком понимании методологии исследования и источников ее возникновения.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • • основные направления развития теории менеджмента (вектора развития, системная перспектива), современные акценты и ориентиры исследований в менеджменте
  • • основные научные школы, формирующиеся в процессе трансформации бизнес-моделей и процессов;
  • • особенности реализации основных стратегических направлений менеджмента в новых формирующихся социально-экономических системах.
  • • идентифицировать проблемы в своей исследовательской области;
  • • сформулировать основной исследовательский вопрос и обосновать его значимость в траекториях развивающихся исследований;
  • • обосновать методологию проводимого исследования
  • • выделить то новое в сложившейся системе знаний, что аспирант предполагает получить в результате своего исследования и показать значимость ожидаемого результата как для развития научной мысли в выбранной области, так и для формирования управленческих рекомендаций;
  • • выстраивать содержательную логику исследования;
  • • выстраивать аргументацию в соответствии с современными научными стандартами.
  • • методами построения теоретических моделей;
  • • логикой построения развернутого плана исследования;
  • • навыками написания научно-исследовательских отчетов, рефератов, статей.
Course Contents

Course Contents

  • Бизнес-модели: основные школы, подходы, поиски содержательного фундамента концепции, траектории развития исследований
  • Стратегии устойчивого развития и новые исследования в стратегическом управлении
  • Бизнес-модели и процессы управления платформами и экосистемами – новые направления исследований в стратегическом управлении
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Домашнее задание 1
    Домашнее задание 1 реализуется в виде подготовки письменных заданий по результатам анализа предложенных к обсуждению статей. Задание выдается группе аспирантов, готовящих презентацию по анализируемой статье. Задание состоит из нескольких контрольных вопросов. Отдельные баллы выставляются команде, за презентацию.
  • non-blocking Домашнее задание 2
    Домашнее задание 2 реализуется в формате подготовки материалов по теме диссертационного исследования. Задание выполняется самостоятельно аспирантом, тема задается преподавателем курса, как правило, в рамках той тематики, которая выбрана аспирантом как направление исследования. Результат выполнения задания представляет собой текст в формате Word, в котором должна быть отражена степень разработанности выбранной аспирантом темы, ее развития в исследованиях и предполагаемого вклада работы аспиранта в теоретическую новизну в контексте выявленных новых акцентов и направлений развития выбранного научного направления. В логике «постановка проблемы – основные вопросы исследования – методология – дизайн – новизна ожидаемых результатов» акцент делается на последние три пункта.
  • blocking Экзамен
    Экзамен проводится в формате круглого стола, где аспиранты презентуют свои исследования (методология – дизайн – новизна ожидаемых результатов) темы своего исследования и отдельно выделяют новизну результатов своих исследований в контексте обсуждаемых в семинаре новых трендов и формирующихся направлений развития исследований в менеджменте. Материал для круглого стола готовится на основе Домашнего задания 2. Подготовленный материал представляет собой презентацию (5-6 слайдов).
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2023/2024 1st semester
    0.25 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.5 * Экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Alexander Osterwalder, & Yves Pigneur. (2010). Aligning Profit and Purpose Through Business Model Innovation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.518B3EE4
  • Business model design and learning : a strategic guide, Spencer, B., 2013
  • Möller, K., & Halinen, A. (2000). Relationship Marketing Theory: Its Roots and Direction. Journal of Marketing Management, 16(1–3), 29–54. https://doi.org/10.1362/026725700785100460
  • Oliver Gassmann, Karolin Frankenberger, & Roman Sauer. (2016). Exploring the Field of Business Model Innovation. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.sprbok.978.3.319.41144.6
  • Silva e. Meirelles, D. (2019). Business Model and Strategy: In Search of Dialog through Value Perspective. RAC - Revista de Administração Contemporânea, 23(6), 786–806. https://doi.org/10.1590/1982-7849rac2019180314

Recommended Additional Bibliography

  • Haaker, T., Bouwman, H., Janssen, W., & de Reuver, M. (2017). Business model stress testing: A practical approach to test the robustness of a business model. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DCF86D3F
  • Zott, C., Amit, R., & Massa, L. (2010). The business model: Theoretical roots, recent developments, and future research. IESE Research Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.ebg.iesewp.d.0862

Authors

  • Tretiak OLGA ANATOLEVNA
  • FILIPSKAYA ELENA VLADIMIROVNA