• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На площадке НИУ ВШЭ опубликована «Белая книга» оценки соответствия искусственного интеллекта

На площадке НИУ ВШЭ опубликована «Белая книга» оценки соответствия искусственного интеллекта

© iStock

Технический комитет по стандартизации №164 «Искусственный интеллект», действующий на площадке НИУ ВШЭ, совместно с Палатой индо-российского технологического сотрудничества (CIRTC) и ассоциацией «РУССОФТ» опубликовали «Белую книгу» оценки соответствия искусственного интеллекта. В ней отражены подходы к стандартизации и этическому регулированию технологий ИИ в двух пилотных отраслях — здравоохранении и сельском хозяйстве.

Технический комитет по стандартизации «Искусственный интеллект» (ТК 164) был создан приказом Росстандарта в 2019 году. Он является формой сотрудничества заинтересованных организаций и органов власти при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации. Председатель ТК 164 — директор по научным проектам НИУ ВШЭ Сергей Гарбук.

Работа над проектом «Белой книги» началась в 2023 году после подписания CIRTC, ассоциацией «РУССОФТ» и ТК 164 Меморандума по созданию межгосударственной российско-индийской системы оценки соответствия технологий ИИ.

Опубликованный аналитический доклад состоит из пяти разделов. Первый посвящен целям, согласованным двумя государствами, в области оценки соответствия технологий ИИ, а также целям оценки соответствия ИИ в здравоохранении и сельском хозяйстве. Второй раздел содержит список задач ИИ в обеих отраслях. В третьем разделе перечислены существующие на российском и индийском рынках ИИ-решения в пилотных отраслях. Четвертый раздел освещает состояние актуальных национальных и международных документов по стандартизации. Последний раздел посвящен подходам к этическому регулированию искусственного интеллекта, согласованным двумя странами, а также международным подходам в этой сфере.

Авторами «Белой книги» выступили индийские и российские эксперты, в том числе ученые НИУ ВШЭ.

В дальнейшем в рамках пилотного проекта стороны планируют разработать метрики оценки качества для технологий ИИ, участвующих в пилотном эксперименте, и требования к качеству прикладных технологий ИИ, в том числе в сравнении с качеством человека-оператора. Итогом работы должны стать единые документы по стандартизации для России и Индии, устанавливающие требования к тестированию отдельных прикладных технологий ИИ в области здравоохранения и сельского хозяйства.

Первые полученные результаты росийско-индийского сотрудничества в сфере стандартизации и оценки соответствия технологий ИИ будут представлены на саммите глав национальных органов по стандартизации государств — членов БРИКС, который пройдет летом 2024 года под председательством России.

После завершения пилотного эксперимента планируется создать совместную лабораторию по тестированию ИИ, а также работать над продвижением методик тестирования на уровень международных организаций по стандартизации (ИСО/МЭК, МСЭ).

Сергей Гарбук, директор по научным проектам НИУ ВШЭ, председатель ТК 164

Снятие барьеров, связанных с применением искусственного интеллекта в областях, где некорректное решение может привести к угрозам для здоровья и жизни людей, существенному экологическому и экономическому ущербу, достигается благодаря стандартизации требований к методикам испытаний ответственных интеллектуальных систем, а также за счет объективного подтверждения соответствия систем установленным требованиям в области функциональности и безопасности.

Читать «Белую книгу»

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и «Яндекс» проведут международную олимпиаду по ИИ для студентов

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и «Яндекс Образование» открывают набор на участие в олимпиаде Artificial Intelligence and Data Analysis Olympiad (AIDAO). Это первая совместная олимпиада по искусственному интеллекту университета и ИТ-компании для студентов разных стран. Участники попробуют силы в решении сложных задач из сферы науки и индустрии и познакомятся с экспертами из Вышки и «Яндекса», а победители получат денежные призы.

Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи

На форуме «Технопром-2024», прошедшем в Новосибирске, Высшая школа экономики организовала круглый стол, посвященный обсуждению роли искусственного интеллекта в образовании. Как технологии ИИ помогают выводить качество образования в НИУ ВШЭ на новый уровень, рассказали представители университета.

Красота в деталях: ученые Вышки и AIRI разработали метод высококачественного редактирования изображений

Исследователи Центра ИИ НИУ ВШЭ, AIRI и Бременского университета разработали новый метод редактирования изображений на основе глубинного обучения — StyleFeatureEditor. Он позволяет точно воссоздавать мельчайшие детали изображения и сохранять их при редактировании. С его помощью пользователи смогут изменять цвет волос или выражение лица без потери качества изображения. Результаты работы опубликованы на самой цитируемой конференции по компьютерному зрению CVPR 2024.

Победители Международной олимпиады по ИИ поступили в НИУ ВШЭ

В середине августа в Болгарии состоялся финал первой Международной олимпиады по искусственному интеллекту (IOAI) среди старшеклассников. Сборная России показала отличный результат: в научном туре команда завоевала золотые медали, в практическом — серебряные и оказалась первой по сумме баллов за оба тура. Два участника сборной в этом году стали студентами факультета компьютерных наук ВШЭ.

В систему добровольной сертификации в области ИИ «Интеллометрика» включены первые лаборатории

В России вступает в действие система добровольной сертификации технологий искусственного интеллекта «Интеллометрика», использующая методический подход, разработанный учеными Высшей школы экономики. Допуск получили первые три лаборатории, которые смогут проводить испытания в сфере ИИ и выдавать по их итогам соответствующие протоколы, и один орган по сертификации.

В Вышке изучили, как студенты российских вузов осваивают технологии ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует масштабы и условия обучения технологиям искусственного интеллекта в университетах страны, для которых это становится важной частью подготовки высококвалифицированных кадров не только в сфере ИКТ, но и в других отраслях экономики. Исследование реализуется в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» при поддержке Минэкономразвития России.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

Территория будущего: Вышка Онлайн принимает участие в фестивале «Москва 2030»

Пространство онлайн-кампуса НИУ ВШЭ открылось на фестивале «Территория будущего. Москва 2030», который проходит на нескольких знаковых площадках столицы в августе — сентябре. Гостей Вышки Онлайн ждут лекции и мастер-классы, карьерные консультации, нетворкинг, VR-квесты и развлечения.

Искусственный интеллект с Харизмой

Высшая школа экономики активно использует передовые цифровые технологии в науке и образовании. Рассказываем в нашей статье о том, как суперкомпьютер помогает исследователям университета.

Студенты НИУ ВШЭ успешно защитили дипломы, в работе над которыми применили YandexGPT

Этим летом студенты нескольких направлений подготовки НИУ ВШЭ — «Философия», «Медиакоммуникации», «Международные отношения» и «Востоковедение» — впервые использовали нейросеть в процессе написания дипломных и курсовых работ. Университет разрешил применять возможности YandexGPT, генеративной технологии Яндекса, для решения заранее определённого перечня задач, на которые обычно у студента уходит много времени. Она помогала собирать, анализировать и обобщать информацию, проверять текст на ошибки и править оформление, а также разбираться в сложных темах и структурировать ход размышлений.