• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первый семинар научно-учебной группы. "Дружелюбная образовательная среда – пространство для инноваций и межсекторных партнерств"

0+
Мероприятие завершено

Первый семинар пройдет уже в эту пятницу!

Дружелюбная образовательная среда – пространство для инноваций и межсекторных партнерств

В дискуссии предлагается обсудить эксплицированные в серии экспертных интервью вызовы и потенциальные противоречия, заложенные в попытках имплементировать идею «Дружелюбной образовательной среды» в пространстве современной российской школы

Докладчик:
Мария Козлова, к.ист.н., гл.н.с. МЛ исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ

Дискутант:
Рябиченко Татьяна Анатольевна – к.психол.н., доцент департамента психологии, ст.н.с. МЛ исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Семинар пройдет в онлайн-формате.

Приглашенный спикер:
Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна, д.социол.н., PhD, заведующая МЛ исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ.
Тема выступления: Подходы к концептуализации ДОС

Ссылка для регистрации участников семинара
https://nug-mlisi--livo-niu-vshe.timepad.ru/event/2306051/

Семинар пройдет в онлайн-формате, ссылка на мероприятие будет направлена участникам за час до начала семинара. 

Рабочий язык семинара: русский  

Ждем вас на семинаре!

Дружелюбная образовательная среда – пространство для инноваций и межсекторных партнерств

Мария Козлова, к.ист.н., гл.н.с. МЛ исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ

В докладе представлены разные подходы к концептуализации и операционализации концепта «Дружелюбная образовательная среда» (ДОС) и представленные в международных нормативных документах и академическом дискурсе принципы имплементации этого концепта в школьное образование.

Если образовательная среда - это система элементов, окружающих участников образовательного процесса, предоставляющих им возможности для обучения, воспитания и развития, то дружелюбная образовательная среда создает возможности эффективного и качественного образования, личностного роста и социального благополучия для всех, где участники воспринимают себя частью сообщества, связи строятся на доверии и взаимных обязательствах, участников объединяют общие интересы, нормы, ценности.

Обсуждаются результаты серии экспертных интервью с представителями академического сообщества и практиками, собранные в 2022 в рамках проекта, инициированного Агентством стратегических инициатив (АСИ). В частности, отмечается, что ключевое значение, по мнению экспертов, имеет формирование единой ценностной среды, которая, по сути, и определяет специфические свойства дружелюбной школы. При переходе от уровня ценностей на уровень их имплементации в конкретных формах и характеристиках образовательной среды, в высказываниях экспертов актуализируются три крупных блока условий: организация физической среды, качество отношений между всеми участниками образовательного процесса, содержание учебной деятельности.

В дискуссии предлагается обсудить эксплицированные в серии экспертных интервью вызовы и потенциальные противоречия, заложенные в попытках имплементировать идею «Дружелюбной образовательной среды» в пространстве современной российской школы.

1. Противоречие между традиционно приписываемыми школе функциями культурного воспроизводства и принципом субъектности всех участников образовательного процесса.

2. Противоречие между безопасностью и открытостью школы. «Открытая» школа, вовлекающая разных акторов, активно работающая с локальными сообществами, трансформирующаяся под запросы включенных в образовательный процесс акторов, лишается стабильности, попадает в ситуацию постоянных экспериментов и изменений, а значит – рисков.

3. Противоречие между универсальностью и ориентацией на инклюзию учащихся с особыми образовательными потребностями.

4. Противоречие между ориентацией на свободу школы в выстраивании образовательной среды и необходимостью «учета и контроля» со стороны государственных структур, оценки эффективности и требованиями рейтингования образовательных организаций.

Открытость школы и интегрированность школьной жизни в жизнь локального сообщества видятся одним из важнейших как факторов, так и эффектов имплементации концепта ДОС и инструментом конструктивного разрешения указанных противоречий.

Ссылка для регистрации участников семинара
https://nug-mlisi--livo-niu-vshe.timepad.ru/event/2306051/