Лукина Анастасия Андреевна
- Преподаватель: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Младший научный сотрудник: Институт образования / Центр социологии культуры
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Полномочия / обязанности
Участие в исследовательских проектах (проектирование дизайна исследований, разработка инструментария, анализ данных, подготовка публикаций), участие и выступления на научных семинарах, конференциях и других мероприятиях, руководство стажерами и практикантами, в том числе, в рамках студенческих экспедиций.
Oбразование
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Member of Sequence Analysis Association
Стажировка в Институте восточно-европейских исследований, Свободный университет Берлина (окт'18-янв'19)
Летняя школа 'Inequality of Educational Opportunities', Институт образования ВШЭ (июль'18)
Достижения и поощрения
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024
Обучение в аспирантуре
Аспирантская школа по образованию - второй год
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Доказательное развитие образования" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Доказательное развитие образования" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Образование в контексте инновационного развития (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)рус
- Образовательное решение как продукт (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)рус
- Sociology of Education (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Анг
- Sociology of Education (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Sociology of Education (Маго-лего; 1 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Доказательное развитие образования" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Образование в контексте инновационного развития (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)рус
- Образовательное решение как продукт или объект анализа: поиск и тестирование идеи проекта (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Инновации и образование в контексте развития человеческого капитала (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)рус
- Основы проектного управления (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)рус
Конференции
- 2024
XII научная конференция «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика» (Санкт-Петербург). Доклад: Конструирование неолиберальной субъектности в дискурсе личностного роста на примере практик энергетической работы
XXII Международная конференция молодых ученых «Векторы» (Москва). Доклад: Образовательный выбор и социальный статус:между мобильностью и надломленным габитусом
119th Annual Meeting of the American Sociological Association (Монреаль). Доклад: Connecting to the “channel”: cultural meanings of spiritual coaching
- 2023
XXI международная конференция молодых ученых “Векторы” (Москва). Доклад: Winding pathways to upward mobility: Russian university graduates’ varied perceptions of their social status
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Социальные изменения и стабильность в предметном поле социологии: от эмпирических исследований к теоретической рефлексии» (Москва). Доклад: Субъективная социальная мобильность российской молодежи через призму их образовательных траекторий
Междисциплинарная конференция «Биографическая коллизия: теория, метод и нарратив» (Москва). Доклад: Биография как инструмент: конструирование личности в нарративах экспертов по личностному росту
XIV Международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Высшее образование – социальный лифт? Социальная мобильность выпускников университетов в различных образовательно-профессиональных траекториях
XIV Международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Высшее образование – социальный лифт? Социальная мобильность выпускников университетов в различных образовательно-профессиональных траекториях
- 2019
XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Инновационный потенциал российской образовательной системы: кейс цифровизации
III International Summer School Digital Environment & Inequality of Educational Opportunities (Москва). Доклад: Digital transformation of education: emerging trends and approaches to investigate ongoing processes
The 2nd Russia-China Education Research Conference "Digital Transformation of Education and Artificial Intelligence" (Москва). Доклад: Digital transformation of Russian secondary education and approaches to its investigation
The 4th International Scientific Conference "Education Policy in Cultural Contexts: Transmission and/or Transformation" (Вильнюс). Доклад: Russian teachers’ potential through the lenses of digital technology integration
19th Annual Aleksanteri Conference "Technology, Culture, and Society in the Eurasian Space" (Хельсинки). Доклад: Teacher innovation potential in the context of Russian digital policy in education
- 2018
VIII Грушинская социологическая конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии» (Москва). Доклад: Возможности и проблемы, возникающие при анализе «больших данных»: на примере конкурсов на бирже удаленной работы
Международная студенческая научно-практическая конференция «Электронный бизнес. Управление интернет-проектами. Инновации» (Москва). Доклад: Формула успеха фрилансера: кейс конкурсов на бирже удаленной работы
XII Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Москва). Доклад: Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удаленной работы (на основе big data)
XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Мотивы инноваторов в образовании
- 2017
II Открытая научно-практическая конференция молодых исследователей образования EDgeneration (Москва). Доклад: Мотивы инноваторов в образовании
III Всероссийский научный форум (Нижний Новгород). Доклад: Социальные факторы выбора контрагентов на бирже удаленной работы
- 2016
VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Доклад: Заполнение пропусков при проведении факторного анализа: метод множественных импутаций
Первая международная научная конференция молодых учёных «К альянсу социальных наук: теория и практика междисциплинарного взаимодействия» (Москва). Доклад: Факторы выбора контрагентов на бирже удаленной работы: есть ли место социальному?
Проекты
- 2022-2024 Научный проект НИУ ВШЭ "Новые тренды организации эмоциональной жизни как ключевой контекст технологий укрепления человека" в рамках Стратегического проекта "Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире" (участник)
- 2022-2024 Научный проект НИУ ВШЭ "Жизненный выбор: факторы и механизмы принятия ключевых решений на разных стадиях жизненного пути" в рамках Стратегического проекта "Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста" (участник)
- 2022-2024 Грант РНФ № 22-18-00533 "Признание, различение и эмоциональные драйверы действия: культурно-символическое измерение социальной мобильности" (участник)
- 2021-2024 Куратор лонгитюда "Траектории в образовании и профессии"
- 2024 Научно-исследовательская экспедиция "Между сакральным и профанным: практики, институциональный ландшафт и интерпретации саморазвития в городском контексте" в рамках проекта "Открываем Россию заново" (руководитель)
- 2023 Научно-исследовательская экспедиция "Институциональные и символические ресурсы социальной мобильности в Челябинской области" в рамках проекта "Открываем Россию заново" (руководитель)
- 2022 Научный проект НИУ ВШЭ "Влияние новых эмоциональных режимов на принятие и использование возможностей укрепления человека" в рамках Стратегического проекта "Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире" (руководитель)
- 2020 Проект Института образования для Сбера "Внедрение интерактивных модулей в школах" (участник)
- 2019-2020 Грант РНФ №19-78-10127 "Цифровая трансформация образовательной системы: изучение инновационного потенциала, распространения инноваций на микро, мезо и макроуровнях и разработка механизмов сопровождения реформ" (участник)
- 2019 Научно-исследовательская экспедиция "Междисциплинарное исследование инновационной образовательной деятельности в дальневосточном экономическом районе" в рамках проекта "Открываем Россию заново" (соруководитель)
- 2018 Грант РФФИ №16-03-00418 "Социально-экономические последствия неформальной занятости на рынке удалённой работы" (участник)
- 2016-2020 Конкурс инноваций в образовании (КИвО): исследователь проектов
Опыт работы
Исследовательская группа "Циркон" (стажер): 2014
Институт Образования НИУ ВШЭ, Лаборатория инноваций в образовании (стажер-исследователь): 2016 - 2020
Ipsos Comcon, Social Intelligence Analytics (менеджер проектов): 2020 - 2021
Информация*
- Общий стаж: 6 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
Исследования сотрудников Центра на Международной конференции ИВО-2023
XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023) прошла с 25 по 27 октября. В рамках конференции результаты своих исследований представили Вера Мальцева, Елизавета Коротких и Наталья Розенфельд
Сотрудники центра приняли участие в конференции Института Социологии РАН
Темами выступлений коллег стали образовательно-карьерные траектории российских студентов
Застрявшие в социальном лифте
Почему студентам из семей без высшего образования трудно учиться в вузе и как им помочь
Студенты без наследства: образовательный опыт родителей оказывается ценностью, без которой их детям сложнее добиться успеха в вузе
Абитуриенты из семей, в которых ни у кого нет университетского диплома, чаще выбирают скромные образовательные цели, совершают ошибки при выборе вуза и специальности, тяжелее привыкают к студенческой жизни. Из-за этого культурного дефицита и проблем с созданием новых социальных связей растет уязвимость, могут возникать стресс и психологические проблемы. Нередко это заканчивается отчислением из вуза. Такие выводы делает Анастасия Лукина, младший научный сотрудник Центра социологии культуры, в обзоре зарубежных исследований, посвященных образовательным траекториям студентов первого поколения .
«Я привлекаю успех»: в Вышке исследовали новый тип поведения в соцсетях
Все помнят советский фильм, героини которого занимались «аутотренингом»: приговаривали «Я самая обаятельная и привлекательная, все мужчины от меня без ума». Тогда это казалось чем-то странным и забавным, — а сегодня мантры о том, что «меня ждет успех, счастье, изобилие и богатство» встречаются в соцсетях сплошь и рядом. Они стали одним из предметов исследования Анастасии Лукиной, младшего научного сотрудника Центра социологии культуры Института образования. Анастасия изучила проявление «новых эмоциональных режимов» в публичном пространстве, в частности, в трех контекстах — в связи с различными методиками укрепления себя (тренингами личностного роста и косметической хирургией) и с шоковыми ситуациями (были выбраны формы реакции в соцсетях на случаи скулшутинга). Исследование выполнено в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Кто и зачем учится образовательным инновациям?
Бакалавры Высшей школы экономики выбирают тематические курсы, чтобы дополнить свою основную программу. На майнор Института образования пришли студенты, чья профессия не будет связана с образованием напрямую. Двухлетнее обучение закончится для экономистов, дизайнеров, физиков тем, что они представят на защиту образовательные стартапы.
Правила успешного фриланса
Как побеждать в конкурсах
на бирже удаленной работы
Цифровая эпоха наступила, но “цифра” пока не овладела умами: педагоги осторожны в оценке технологий и неактивны в их использовании
2 июля Татьяна Хавенсон, Анастасия Андреева и Анастасия Лукина провели мастер-класс, в рамках которого поделились результатами “цифровых” исследований Лаборатории и провели брейнсторм-сессию, посвященную трендам современного образования. Основные тезисы доклада и результаты дискуссии - в этом материале.
Сотрудничество с Чжэцзянским университетом
Завершилась уникальная летняя школа для студентов Колледжа образования Чжэцзянского университета, организованная Институтом образования Высшей школы экономики.
Большие данные и социология: где вместе, а где порознь?
13 марта в рамках серии семинаров «Социология рынков» с докладом "Возможности и проблемы работы с big data: исследование конкурсов на бирже удаленной работы" выступили старшие научные сотрудники Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Денис Стребков, Андрей Шевчук и студент магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков» Алексей Тюлюпо и студентки магистерской программы Сравнительные социальные исследования Анастасия Лукина и Екатерина Мелианова.
Будапешт на связи: исследователи инноваций в образовании объединяют усилия
12 февраля 2018 года в Институте образования НИУ ВШЭ состоялся телемост между Центром изучения инноваций в образовании (ЦИИвО) и Исследовательским центром изучения инноваций и высшего образования (University Eötvös Lóránd, Венгрия).
Инноваторам не чужды традиции!
18 декабря в библиотеке Института образования НИУ ВШЭ количество инноваторов на квадратный метр зашкаливало!