Поликарпова Дарина Александровна
- Старший преподаватель:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа дизайна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
Образование, учёные степени
- 2022Кандидат философских наук: Санкт-Петербургский государственный университет
- 2021
Аспирантура: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Философия, этика и религиоведение», квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
- 2018
Магистратура: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «Искусство», квалификация «Магистр»
- 2016
Бакалавриат: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность «история», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Апрель 2023 – Курс повышения квалификации «Инклюзивное образование обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в ВУЗе» (16 ак. час.)
Август 2023 – Курс повышения квалификации «Маркетинг в сфере культуры и искусства» (72 ак. час.)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "54.03.01. Дизайн", направление "54.03.01. Дизайн"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
История и теория дизайна (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- History and Theory of Design (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
История и теория дизайна. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "54.03.01. Дизайн", направление "54.03.01. Дизайн"; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История и теория дизайна. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
История и теория искусства (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
История и теория искусства (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- History and Theory of Design (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "54.03.01. Дизайн", направление "54.03.01. Дизайн"; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
История и теория дизайна (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
История и теория дизайна (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн", направление "54.04.01. Дизайн"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "54.03.01. Дизайн", направление "54.03.01. Дизайн"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- History and Theory of Design (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
History and Theory of Design (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление "54.03.01. Дизайн", направление "54.03.01. Дизайн"; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
Публикации8
- Книга Бобриков А. А., Фоменко А. Н., Поликарпова Д. А., Саблин И. Д. Советские двадцатые. Искусство, архитектура, фотография, кино. СПб. : Новое литературное обозрение, 2023.
- Глава книги Поликарпова Д. А. Четыре авангарда: советские кинопрактики 1920-х годов // В кн.: Советские двадцатые. Искусство, архитектура, фотография, кино. СПб. : Новое литературное обозрение, 2023. Гл. 4. С. 105-129.
- Статья Поликарпова Д. А. Что-то не так с Нейтаном. О канадском комике Нейтане Филдере // Искусство кино. 2023. № 1-2. С. 70-76.
- Статья Поликарпова Д. А. Алексей Михалев: портрет переводчика в эпоху VHS // Кинема Science. 2022. № 4. С. 61-66.
- Статья Поликарпова Д. А. Кто сумеет заглянуть в твои зрачки? «Нет» Джордана Пила // Сеанс. 2022. № 84. С. 88-95.
- Статья Поликарпова Д. А. P.S. Диалог с архивом // Сеанс. 2021. № 81. С. 194-201.
- Статья Поликарпова Д. А. Интермедиальность как теоретическая перспектива: интерсенсорный аспект. Комментарий к книге Агнес Пету // Кинема. 2021. Т. 2. № 2. С. 112-123.
- Статья Поликарпова Д. А. Стратегия Кино-Глаза: к вопросу об автономии кино // Кинема. 2021. Т. 1. № 1. С. 128-139.
Опыт работы
22 октября – 31 декабря 2018 г. (договор подряда) - Киноцентр «Дом кино» (СанктПетербург), куратор специальных мероприятий, менеджер по рекламе, pr, smm.
С 1 января 2019 г. (штатный сотрудник) - Киноцентр «Дом кино» (Санкт-Петербург), куратор специальных мероприятий, менеджер по рекламе, pr, smm.
С ноября 2022 г. по сентябрь 2023 г. — Преподаватель курса «История и теория кино» — Школа искусств и креативных индустрий (ШИКИ)
С 1 февраля 2021 г. — Приглашенный преподаватель — Факультет свободных искусств и наук СПбГУ
Научные достижения:
- Выступала с докладами на научных конференциях в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Екатеринбурге, Владимире, Хельсинки, Будапеште, Вроцлаве, Белграде;
- Исполнитель грантов: 2019: НИР СПбГУ. PURE 37591623. Критик и зритель в современном кинопространстве. 2018: РФФИ. 18-011-20086. Проект организации Первого российского эстетического конгресса (Санкт-Петербург, 17-19.10.2018). 2017-2018: РФФИ. 18-011-00977. Кластерная культура: исследовательские стратегии и философская аналитика. 2016-2019: РФФИ. 17-03-00495-ОГН. Стратегии философского анализа кинематографического опыта.
- Член редколлегии научного журнала «Terra Aestheticae»: terraaestheticae.ru
- Член организационного комитета Первого российского эстетического конгресса (Санкт-Петербург, 17-19 октября 2018), конференции «Кагановские чтения» (Санкт-Петербург, 17 мая 2019), член программного комитета Третьего российского эстетического конгресса (Владимир, 18-20 мая 2023), Всероссийской конференции "Ветер Перестройки" (Санкт-Петербург, 6-10 октября 2023).
Прочие достижения:
- Автор критических публикаций на сайтах "Сеанс", "Искусство кино", "Синема Рутин", Cineticle.com, Sigma, Люмос.арт:
Журнал и сайт «Сеанс»:
Поликарпова Д. «Мы не банальны, мы прекрасны». О фильмах Глеба Колондо: https://seance.ru/articles/gleb-kolondo-director/
Поликарпова Д. Кто сумеет заглянуть в твои зрачки? «Нет» Джордана Пила // Сеанс. 2022. № 84. С. 88-95.
Поликарпова Д. Одинокий голос переводчика. О феномене «авторского» киноперевода: https://seance.ru/articles/voice-over/
Поликарпова Д. Ленинградская школа: попытка ревизии // Сеанс. 2021. № 81. С. 194-201.
Поликарпова Д. Содержательный разговор с автоответчиком | «Хлеб с ветчиной» Тайлера Таормина // Сеанс. 2021. № 80. С. 38-41.
Поликарпова Д. Без любви, без дружбы | Мужское/женское // Сеанс. 2020. № 78. С. 31-37.
Поликарпова Д. Метод Мэммета: к выходу книги «О режиссуре фильма»: https://seance.ru/articles/mamet-method/
Поликарпова Д. «Умри, чудовище, умри»: монстрация: https://seance.ru/articles/muere-monstro-review/
Журнал и сайт «Искусство кино»:
Поликарпова Д. Что-то не так с Нейтаном. О канадском комике Нейтане Филдере // Искусство кино. 2023. № 1-2. С. 70-76.
Поликарпова Д. «Стеклянный глаз»: фильм о фильме, кино о кино // Искусство кино. 2021. № 7-8. С. 126-131.
Поликарпова Д. Чужое останется чужим: документальные стратегии Раду Жуде: https://kinoart.ru/texts/chuzhoe-ostanetsya-chuzhim-dokumentalnye-strategii-radu-zhude
Поликарпова Д. Новая история воды: «Акварель» Виктора Косаковского: http://old.kinoart.ru/blogs/poslanie-k-cheloveku-2018-novaya-istoriya-vody-akvarel-rezhisser-viktor-kosakovskij
Журнал «Синетикль»:
Поликарпова Д. «Мы любили друг друга в красивых комнатах». Жак Дуайон: кино в поисках малых форм // Синетикль. 2020. № 25. URL: https://cineticle.com/doillon-my-lyubili/
Поликарпова Д. Стратегия хамелеона: «Раненый» Патриса Шеро // Синетикль. 2020. № 25. URL: https://cineticle.com/patrice-chereau-raneniy-chelovek/
Поликарпова Д. В защиту кино-невинности. Комментарий к статье Жан-Франсуа Лиотара // Синетикль. 2020. № 26. URL: https://cineticle.com/lyotard-innocence-defence/
Поликарпова Д. Заметки о любовной фантазии: автофикшн в кино // Синетикль. 2020. № 26. URL: https://cineticle.com/autofiction-in-cinema/
Поликарпова Д. Голоса Кобрина // Синетикль. 2022. № 27. URL: https://cineticle.com/27-kobrins-voices/
Поликарпова Д. Сохранять, говорит оно // Синетикль. 2023. № 28. URL: https://cineticle.com/28-save-it-says/
Поликарпова Д., Грибова М., Телова Я. «Женщина, которая убежала». Несколько дивертисментов и яблоки по-хонсансуциански. URL: https://cineticle.com/the-woman-who-ran/
Поликарпова Д. Лучшие фильмы 2020 года | Дарина Поликарпова. Разговор на птичьем языке. URL: https://cineticle.com/top-2020-darina-polikarpova/
Поликарпова Д. Лучшие фильмы 2021 года | Дарина Поликарпова. В мороке любовных сбоев. URL: https://cineticle.com/top-2021-darina-polikarpova/
Colta.ru:
Поликарпова Д. «Ты пришел из пустоты во имя красоты». Фестиваль невидимого кино: что это и зачем? URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/23293-festival-nevidimogo-kino
Поликарпова Д. Нечаева как главная героиня (нашего времени). URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/24473-posledniy-ministr-nechaeva
Поликарпова Д. Эхо Оберхаузена онлайн. URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/24588-pokaz-korotkiy-metr-oberhauzen-moskino
Поликарпова Д. Что смотреть на MIEFF 2020. URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/25190-gid-mieff-2020
Поликарпова Д. Кто это сделал? Медиакритика на фестивале «Панорама» в «Москино». URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/25452-gid-festival-panorama-moskino-2020-skrytye-shedevry
Поликарпова Д. Гид по MIEFF 2021: URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/27900-gid-mieff-2021
Поликарпова Д. О «Кодексе фриков». URL: https://m.colta.ru/articles/cinema/29496-darina-polikarpova-film-kodeks-frikov-salome-chasnoff
Люмос.арт:
Поликарпова Д. Гид по творчеству Дзиги Вертова — режиссера, с которого началось документальное кино. URL: https://lumos.art/cinema/gid-po-tvorchestvu-dzigi-vertova-rezhissera-s-kotorogo-nachalos-dokumentalnoe-kino/
Поликарпова Д. 10 фильмов, с которых стоит начать знакомство с советской документалистикой. URL: https://lumos.art/cinema/soviet-documentaries/
Сигма:
Поликарпова Д. Положительная неполнота кино. URL: https://syg.ma/@sygma/darina-polikarpova-polozhitielnaia-niepolnota-kino
Синема Рутин:
Поликарпова Д. Здесь и там. Шанталь Акерман // Синема Рутин. 2023. № 2. С. 4-10.
HSE Медиа:
Поликарпова Д. Влечение к личному: об одной экспериментальной тенденции в документальном кино: https://design.hse.ru/news/2677
Поликарпова Д. В объективе «я»: режиссерская перформативность в документальном кино: https://design.hse.ru/news/2744
Поликарпова Д. «Рассказанные жизни, прожитые истории»: автофикшн в документалистике: https://design.hse.ru/news/2814
Поликарпова Д. Кадры, проблески, заметки, наброски: дневниковые практики в документальном кино: https://design.hse.ru/news/2958
- Организатор лекционных циклов «Философский кинолекторий» и «Киноконтекст» (Киноцентр «Дом кино», с 2018 г.);
- Соавтор курса семинаров «Элементарная теория кино» (книжный магазин «Порядок слов», с 2019 г.);
- Куратор проекта «Фестиваль невидимого кино» (книжный магазин «Порядок слов», июнь 2019 г.);
- Выступления с публичными лекциями на площадках: Библиотека им. В. Маяковского (цикл лекций по истории кино «Кинообразование», 2018-2019), Библиотека ОХТАlab (авторский цикл лекций «Кино: теория и практика, 2018), Новая Голландия (цикл лекций «Лекторий по теориям кино», 2018), Санкт-Петербургская школа нового кино (цикл лекций «Языки кино: смена парадигм», 2018), Киноцентр Дом кино (курс "Как смотреть документальное кино?", 2023), Пермская Синематека (лекция об Альфреде Хичкоке, 2023), Библиотека им. Лермонтова (лекция о личной документалистике, 2023), пространство Doctrina et Nobiles (лекция о чехословацкой новой волне, 2022), Уральская биеннале современного искусства (лекция «Близость крупным планом» в рамках программы кинопоказов, 2021.
Информация*
Делаем Док
Мастерская документального кино и фотографии, которой руководил научный сотрудник Центра молодежных исследований Дмитрий Омельченко, завершила год премьерами 8 документальных проектов. В материале делимся подробностями работы Мастерской.
«Двадцатые годы были временем радикального обновления»: как выглядело раннее советское кино и когда отказалось от экспериментов
В конце 2023 года в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга «Советские двадцатые», соавтором которой стала Дарина Поликарпова, старший преподаватель Питерской Вышки и кандидат философских наук. Опубликованная ею глава рассказывает о раннем советском кинематографе: как новые монтажные приемы меняли восприятие зрителей. Почему монтаж стал основой для фильмов 1920-х годов, как кино изменилось при Сталине и какие приемы советских режиссеров актуальны до сих пор — в интервью с Дариной Поликарповой.
Видеоматериалы преподавателей Школы дизайна
Ссылки на лекции и выступления преподавателей Отделения дизайна и современного искусства