Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи рассмотрели гуманистическую сторону бизнеса

В ВШЭ завершилась международная конференция «Бизнес. Общество. Человек», в рамках которой прошел двухдневный семинар «Психология бизнеса». Представители экономических и гуманитарных наук обсудили, каким может быть бизнес «с человеческим лицом».

Вильмар Шауфели (Утрехтский университет)


Научная конференция «Бизнес. Общество. Человек» была организована 30-31 октября НИУ ВШЭ при участии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, ряда институтов Российской академии наук, Университета Чуо (Токио), Британской ассоциации бизнес-психологов, Российско-японского центра сравнительных исследований корпоративной культуры и Европейской ассоциации труда и организационной психологии.


Научные конференции, посвященные вопросам бизнеса, проводятся, как правило, в рамках отдельных дисциплин. Конференция «Бизнес. Общество. Человек» стала исключением: впервые подобный научный форум был междисциплинарным и собрал вместе экономистов, психологов, социологов, юристов и культурологов. Всего в конференции приняли участие более 350 представителей из России, Западной Европы, Японии и стран СНГ.

«Акцент был сделан на идее гуманизации бизнеса, гармонизации взаимодействия общества и бизнеса, бизнеса и личности, — рассказала председатель оргкомитета конференции, профессор факультета психологии ВШЭ Алла Купрейченко. — Особое внимание мы уделили вопросам социальной ответственности бизнеса, психологии здоровья в бизнесе, доверия в обществе и бизнесе, обсудили проблемы принятия решений, разрешения конфликтов и эффективного управления, а также бизнес-консультирования и бизнес-образования».

Первый доклад на пленарном заседании представил Вильмар Шауфели (Утрехтский университет), который рассказал о значимости для общества и бизнеса вопросов здоровья и психологического благополучия работников. Доклад Уильяма Майон-Уайта (Лондонская школа экономики) был посвящен системному мышлению в бизнесе и приемам фасилитации принятия решений.

Неожиданными результатами своего исследования поделился на конференции Акихиро Ишикава (Университет Чуо) — он выявил много общих черт социальной ответственности бизнеса в Японии и России и предложил некоторые пути активизации корпоративного добровольчества. Его коллега по университету Масамичи Сасаки представил результаты сравнительного исследования уровня доверия населения в разных странах. С докладами выступили также российские исследователи из ВШЭ, МГУ, РГГУ и других образовательных и научных центров.

В рамках конференции состоялись три открытые лекции. Их прочитали профессора Майон-Уайт и Шауфели, а также известный британский бизнес-тренер Адина Тэрри, которая рассказала о собственной методике коучинга. Кроме того, вместе с британскими коллегами российские специалисты провели учредительное собрание Ассоциации бизнес-психологов России.

Работу конференции продолжил двухдневный, 1-2 ноября, научный семинар «Психология бизнеса» (Высшая школа экономики реализует одноименную магистерскую программу). Он был организован как для студентов, аспирантов и преподавателей ВШЭ, так и для профессиональных консультантов, психологов и тренеров. С мастер-классами на семинаре выступили ведущие российские и зарубежные практики в области психологии бизнеса.

Как сообщил заведующий кафедрой организационной психологии ВШЭ Владимир Штроо, по итогам конференции тезисы всех докладчиков и научные статьи на основе лучших докладов будут опубликованы в электронном журнале «Организационная психология». А через два года, к следующей конференции этой тематики, будет издана коллективная монография по одному из направлений исследований бизнеса.

Анастасия Чумак, Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

Ушел из жизни профессор Сергей Гелиевич Коковин

12 марта ушел из жизни Сергей Гелиевич Коковин, выдающийся ученый, профессор Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента, руководитель департамента экономики, директор Центра теории рынков и пространственной экономики, научный руководитель образовательных программ.

13 марта

ВШЭ стала второй в рейтинге вузов-участников программы «Приоритет-2030»

Команда Вышки успешно защитила программу развития университета перед Советом по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования и заняла второе место среди участников «Приоритета-2030». Всего поддержку получат 119 вузов, в том числе 100 — по основному треку.

18 марта

Современные медиа: как выжить и победить в информационной войне

В эпоху тотальной медийности и доминирования цифровых технологий и ИИ фейк может нанести не меньше вреда, чем оружие. Соответственно, возрастает и ответственность за контент, который производится для аудитории. При этом происходит и переосмысление профессии журналиста, ее роли и приоритетов. Об этом шла речь на всероссийской конференции в НИУ ВШЭ, посвященной современным медиа.

12 марта

«Спасибо всем, кто защищает нашу страну»: заседание Ученого совета Вышки прошло в Музее Победы

Перед началом заседания ветераны университета и члены Ученого совета возложили венки и цветы к скульптурной группе «Скорбь» в Зале памяти и скорби. Кроме того, они приняли участие в церемонии передачи 185 историй студентов и сотрудников Вышки об их близких в годы Великой Отечественной войны во Всенародный исторический проект «Лица Победы».

3 апреля

Высшая школа экономики расширяет сотрудничество с китайскими вузами

Делегация ВШЭ во главе с ректором Никитой Анисимовым посетила Китай, где провела переговоры с руководством ведущих университетов страны. Со всеми вузами достигнуты договоренности о расширении двустороннего научного и образовательного сотрудничества, подписан ряд соглашений с китайскими партнерами. В частности, с Пекинским университетом, одним из старейших и самых престижных вузов Китая, достигнуто соглашение о стратегическом партнерстве.

2 апреля

Вам также может быть интересно:

Зачем нужна цифровизация бизнеса и как она влияет на экономику

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запустил новый курс «Цифровая трансформация бизнеса: информационные системы и технологии» на портале «Открытое образование». Он посвящен современным методам цифровизации бизнеса и будет полезен тем, кто хочет узнать больше о бизнес-информатике. Подробнее об обучении рассказал кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Василий Корнилов.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

«Если бы я не решилась учиться — не выросла бы как бизнесмен и как человек»

Иногда, чтобы найти хорошую идею для собственного бизнеса, нужно просто оглянуться на свой опыт — модель и бизнесмен Анна Барсукова, поработав в Нью-Йорке, поняла, что любая городская красотка отчаянно нуждается в поддержке свежевыжатых соков. Так появилась сеть детокс-баров Organic Religion. В рубрике «Конструктор успеха» Анна рассказала, почему учеба в вузе привлекательней подиума и как в России развивается индустрия детокса.

Топ-менеджеры охотно садятся за парту

Среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем резко выделяются на фоне населения в целом. Становясь студентами второй раз, топ-менеджеры стараются улучшить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и доходы. Эти мотивы не противоречат и концепции обучения в течение всей жизни. В конце концов, постоянный апгрейд знаний — одна из гарантий конкурентоспособности. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев изучил спрос руководителей российских предприятий на второе высшее образование.

Дети магнатов не планируют долгую карьеру в бизнесе

На судьбу крупного бизнеса в России могут повлиять двойственные жизненные установки наследников нынешних магнатов. С одной стороны, дети предпринимателей имеют отличные стартовые возможности: они образованы и разделяют ценности родителей. С другой стороны, беззаветного трудоголизма от наследников владельцев капиталов ждать не приходится. Они в большей степени гедонисты, чем их родители, и не намерены посвящать развитию бизнеса всю свою жизнь. Уже в середине жизни дети бизнесменов планируют «дрейф» в сторону хобби, отдыха и развлечений. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская впервые изучила умонастроения будущих наследников крупного российского бизнеса.

«Мы брали людей из Вышки не за диплом, а за знания»

Учеба в Вышке — это не только получение качественного образования, но и возможность стать частью профессионального сообщества выпускников и студентов университета. А это — не только приятное общение, но и деловые связи. Многие выпускники ВШЭ, владеющие собственным бизнесом или занимающие руководящие посты в компаниях, признаются, что берут на работу вышкинцев, потому что не сомневаются в их компетенциях и профессионализме. В нашей подборке владелец инвестиционного фонда, крупный трейдер, генеральный директор и другие работодатели, в прошлом — сами студенты Вышки, рассказывают, почему предпочитают работать с выпускниками родного вуза.

«Никогда не прекращайте мечтать. Прекратили — жизнь кончилась»

25 мая на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ российский предприниматель, владелец и президент группы компаний «Crocus Group» Арас Агаларов встретился со студентами университета и ответил на их многочисленные вопросы. Публикуем наиболее любопытные вопросы студентов и ответы бизнесмена.