КОДЕКСЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРОЗРАЧНОСТЬ КОМПАНИЙ Акт Сарбейнса-Оксли (США)
В части повышения достоверности финансовой отчетности значительная роль отводится аудиту. Во всех публичных компаниях должны быть организованы комитеты по аудиту, которые несут полную ответственность за назначение, оплату услуг и контроль работы аудиторов. Аудитор должен своевременно информировать комитет по аудиту о важнейших элементах учетной политики, возможных вариантах ведения бухгалтерского учета, а также о любых разногласиях между аудитором и руководством компании по вопросам учета и формирования финансовой отчетности.
Акт Сарбейнса-Оксли, опубликованный в 2002 г. (Sarbanes-Oxley Act of 2002) стал наиболее значительным законодательным актом Соединенных Штатов в области корпоративного управления. Особое внимание в Акте уделено вопросам корпоративной отчетности и мерам по обеспечению ее достоверности. В частности, предусматриваются расширение объема и повышение оперативности раскрытия финансовой информации о компаниях. Для этого Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC) предписывается разработать правила, регламентирующие отражение в финансовой отчетности всей существенной информации, необходимой для оценки стейк-холдерами финансового положения компании, результатов ее деятельности, ликвидности, капитальных затрат, ресурсов и значительных статей доходов и расходов. При этом Закон обязывает публичные компании в максимально сжатые сроки предоставлять информацию о существенных изменениях в своем финансовом положении или операциях.
В части повышения достоверности финансовой отчетности значительная роль отводится аудиту. Во всех публичных компаниях должны быть организованы комитеты по аудиту, которые несут полную ответственность за назначение, оплату услуг и контроль работы аудиторов. Аудитор должен своевременно информировать комитет по аудиту о важнейших элементах учетной политики, возможных вариантах ведения бухгалтерского учета, а также о любых разногласиях между аудитором и руководством компании по вопросам учета и формирования финансовой отчетности.
Что касается требований к аудиторам, то они должны обеспечивать проверку и утверждение аудиторских заключений одним или двумя партнерами, а также утверждение выпускаемого заключения квалифицированным экспертом. Аудитор также должен выполнить тестирование структуры и процедур внутреннего контроля компании-заказчика и на основании этого дать оценку того, обеспечивают ли структура и процедуры внутреннего контроля ведение достоверного учета, способного служить достаточной базой для формирования финансовой отчетности.
Для осуществления надзора за аудитом публичных компаний Законом учреждается специальная некоммерческая организация — Совет по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях. Его обязанности заключаются в регистрации аудиторских фирм, разработке стандартов аудита, контроля качества и этики, проведении проверок аудиторских фирм и принятии дисциплинарных мер по отношению к ним, обеспечении соблюдения аудиторскими фирмами профессиональных стандартов и действующего законодательства.
Ряд требований касается Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Она должна систематически (не менее одного раза в три года) проверять информацию (включая финансовую отчетность), публикуемую компаниями, ценные бумаги которых котируются на биржах или участвуют в торгах через систему NASDAQ. При этом особое внимание следует уделять компаниям с большой рыночной капитализацией, развивающимся компаниям с непропорциональным соотношением цены акций и прибыли, а также компаниям, которые оказывают существенное влияние на какой-либо сектор экономики.
***
Российский Кодекс корпоративного поведения
Основной российской разработкой в области корпоративного управления является Кодекс корпоративного поведения, разработанный в 2002 г. Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) во взаимодействии с рядом компаний-эмитентов, консалтинговых, юридических и аудиторских фирм1. Этот документ основан на передовом зарубежном опыте и, по сути, представляет собой национальный стандарт корпоративного управления.
Цель создания Кодекса состоит в том, чтобы сформулировать основные рекомендации, который позволили бы акционерам получать ясное представление о деятельности акционерных обществ и механизме принятия ключевых решений, а также о том, насколько эффективно менеджмент компании использует инвестиции в целях увеличения ее рыночной стоимости.
В настоящее время основным органом регулирования фондового рынка и корпоративных отношений является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), которая осуществляет надзор за исполнением нормативных актов, принятых ранее ФКЦБ России.
Важно отметить, что Кодекс не является законодательно-нормативным актом, поэтому следование его требованиям не обязательно по закону. В то же время регулятор фондового рынка (ФКЦБ России/ФСФР России) предпринимает активные шаги по его внедрению в практику.
Отличие Кодекса от аналогичных зарубежных документов заключается в более детальном характере рекомендаций. Это отражает особенности России, где отношения собственности складывались в результате приватизации в течение весьма короткого периода, что в свою очередь объясняет недостаточную полноту существующей нормативно-правовой базы. Следовательно, возникает необходимость в более детальном описании процедур подготовки и принятия решений органами корпоративного управления.
Российский Кодекс корпоративного поведения содержит свод рекомендаций по всем основным компонентам корпоративного управления и включает как общие принципы, так и отдельные главы, посвященные общему собранию акционеров, деятельности совета директоров, исполнительных органов и корпоративного секретаря общества, а также существенным корпоративным действиям, раскрытию информации об обществе, контролю его финансово-хозяйственной деятельности, выплате дивидендов и урегулированию корпоративных конфликтов.
Что касается информационного аспекта, то согласно одному из общих принципов корпоративного управления (Принцип 5) практика корпоративного поведения должна обеспечивать своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами и инвесторами.
Кроме того, в соответствии с другими принципами, практика корпоративного управления должна обеспечивать ряд функций, которые также немыслимы без информационной поддержки:
осуществление советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективный контроль с его стороны за работой исполнительных органов (Принцип 3);
возможность эффективного руководства текущей деятельностью общества его исполнительными органами (Принцип 4);
эффективный контроль финансово-хозяйственной деятельности общества (Принцип 7).
Одним из наиболее важных (с точки зрения информационной поддержки корпоративного управления) разделов Кодекса является глава 7 "Раскрытие информации об обществе". В частности, отмечается, что раскрытие информации крайне важно для оценки деятельности общества акционерами и потенциальными инвесторами и способствует привлечению капитала и поддержанию доверия к нему, а недостаточная и неясная информация об обществе может помешать его успешному функционированию.
В то же время в Кодексе подчеркивается, что необходимо соблюдать разумный баланс между открытостью общества и его коммерческими интересами: конфиденциальная информация, открытая публикация которой может причинить вред обществу, не должна подлежать раскрытию.
В главе 7 Кодекса подробно представлены следующие аспекты раскрытия информации:
информационная политика общества;
формы раскрытия информации;
предоставление информации акционерам;
информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, и инсайдерская информация.
По аналогии с Принципами корпоративного управления ОЭСР каждый раздел содержит базовые принципы и детальные рекомендации по их практической реализации. Рассмотрим их более подробно.
***
Информационная политика общества. Базовый принцип данного раздела гласит, что информационная политика общества должна обеспечивать возможность свободного и необременительного доступа к информации об обществе. Для этого следует создать специальный внутренний документ — Положение об информационной политике, в котором содержались бы правила и подходы к раскрытию информации, а также перечень информации, которую общество считает нужным раскрывать. При этом основным источником экономической информации об обществе является его финансовая отчетность, поэтому крупным компаниям рекомендуется публиковать свою финансовую отчетность по крайней мере в двух периодических изданиях, доступных большинству акционеров.
Большое значение имеет выбор обществом каналов распространения информации, которые должны обеспечивать свободный, необременительный и незатратный доступ заинтересованных лиц к раскрываемой информации. В частности, существенную информацию (устав, ежеквартальные отчеты, проспекты эмиссии, аудиторские заключения, информацию о проведении общих собраний акционеров и важнейших решениях совета директоров) рекомендуется размещать на веб-сайте общества и в сети Интернет.
Формы раскрытия информации. Первый из принципов этого раздела предписывает, что в проспектах эмиссии рекомендуется раскрывать всю существенную информацию об обществе. Ряд требований к содержанию проспекта эмиссии определяется законодательством, в частности требуется раскрывать информацию о членах совета директоров, генеральном директоре и членах правления. Однако Кодексом рекомендуется предоставить дополнительную информацию, которая может оказаться важной для оценки общества акционерами и потенциальными инвесторами. К таким сведениям относятся условия и порядок выплаты дивидендов, информация об основных акционерах, сведения об имеющихся соглашениях между мелкими акционерами (блоках), а также о крупных сделках с имуществом общества и о его размещаемых ценных бумагах.
Кроме того, особое значение имеет финансовая информация о деятельности компании, поэтому Кодекс рекомендует предоставление более подробной (по сравнению с предусмотренной законодательством) информации о финансовом состоянии компании, включая ряд аналитических показателей и оценку факторов, влияющих на финансовое состояние.
Согласно второму принципу данного раздела дополнительную информацию в отчете компании следует раскрывать за IV квартал, который должен содержать не только сведения о деятельности общества за IV квартал, но и информацию за весь завершенный финансовый год. В отчете также нужно указывать сведения о следовании рекомендациям Кодекса (в полном объеме или частично).
Наконец, в соответствии с третьим принципом данного раздела компания должна оперативно раскрывать информацию о фактах, которые могут иметь существенное значение для акционеров и инвесторов. Для этого в Положении об информационной политике общества следует предусмотреть более подробный перечень существенных фактов, подлежащих раскрытию. В частности, к таким фактам относятся изменение наименования компании, решение об увеличении или уменьшении уставного капитала, приобретение собственных акций, существенное (не менее чем на 5%) изменение цены акций общества, прекращение производства основных товаров, работ и услуг, изменение приоритетных направлений деятельности общества, а также аудитора, регистратора или депозитария общества.
Предоставление информации акционерам. В этой области первый принцип предписывает, чтобы доступ акционеров к информации о компании обеспечивал секретарь общества (при этом он должен проверить факт владения обратившимся лицом акциями общества).
По второму принципу данного раздела при подготовке и проведении общего собрания акционеров им следует предоставлять всю существенную информацию по каждому вопросу повестки дня. В частности, комплект соответствующих документов и материалов должен включать годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, рекомендации совета директоров по распределению прибыли и выплате дивидендов, заключения ревизионной комиссии и аудитора общества, сведения о кандидатах в совет директоров и ревизионную комиссию и о кандидатуре генерального директора, а также о кандидатах в аудиторы компании.
Согласно третьему принципу раздела годовой отчет должен содержать необходимую информацию, позволяющую акционерам оценить итоги деятельности общества за год. К таким сведениям относятся: положение компании в отрасли, решение стратегических задач, сравнение достигнутых за год результатов с запланированными, перспективы развития, основные факторы риска, отношения с конкурентами, обзор наиболее существенных сделок за последний год, информация о ценных бумагах общества, сведения о высших должностных лицах, ключевые финансовые показатели.
Для акционера также важна оценка того, следует ли компания принципам наилучшей практики, поэтому в состав годового отчета должен включаться отчет о следовании общества рекомендациям Кодекса корпоративного поведения. Если общество следует не всем его рекомендациям, то в годовом отчете указываются причины этого.
Информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, и инсайдерская информация. Первый принцип этого раздела гласит, что информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, должна быть защищена. Объем такой информации и условия доступа к ней определяются обществом с учетом необходимости соблюдения разумного баланса между открытостью компании и риском нанести ущерб ее интересам. В этой связи следует утвердить документ, в котором были бы определены состав конфиденциальной информации, критерии отнесения информации к конфиденциальной, а также порядок доступа к ней.
Второй принцип данного раздела предписывает необходимость контроля за использованием инсайдерской информации. Незаконное использование такой информации способно нанести компании существенный ущерб, поэтому рекомендуется, чтобы контрольно-ревизионная служба общества контролировала соблюдение членами совета директоров, исполнительными органами общества, а также другими сотрудниками норм действующего законодательства и специальных требований в целях ограничения возможности злоупотреблений при использовании инсайдерской информации. * * *
Таким образом, в кодексах корпоративного управления уделено значительное внимание вопросам прозрачности компаний и доведения корпоративной информации до стейкхолдеров — лиц, которые принимают на основе этой информации различные управленческие решения. В них отмечается, что основным каналом информирования стейкхолдеров является финансовая отчетность, в том числе консолидированная (составленная для группы компаний в целом). При этом предъявляются определенные требования к качеству раскрываемой информации — ее достоверности и своевременности. Для обеспечения качественных характеристик корпоративной информации кодексами предусматривается формирование системы контроля, включающей как внешний аудит, так и средства внутреннего контроля, а также необходимые организационные меры, позволяющие обеспечить эффективное функционирование системы контроля.
В то же время в кодексах корпоративного управления не устанавливаются детальные правила формирования финансовой отчетности или аудиторской деятельности, поскольку эти функции возлагаются на соответствующие международные и национальные стандарты.
Д. ИСАЕВ, к. э.н.
Государственный университет - Высшая школа экономики