Болонская система
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о двухуровневой системе образования.
В: Кстати, многие высшие учебные заведения России с сегодняшнего дня перешли на так называемую Болонскую систему. Это единые для стран Европы стандарты. Во многих вузах получать высшие образования студенты будут до уровня бакалавр, а затем, при желании, смогут продолжить обучение до степени магистр, причем необязательно в том же вузе. Егор Колыванов изучил нововведение.
КОР: Двухуровневая система высшего образования на самом деле существует в некоторых российских вузах с 93-го года, хотя официально Болонскую декларацию наша страна подписала лишь спустя 10 лет, в 2003-м. И вот к началу этого учебного года отрапортовали — высшее образованиев России полностью перешло на систему "бакалавр, магистр". Вчерашние абитуриенты — с сегодняшнего дня студенты — уже через 4 года получат дипломы бакалавров и дальше либо завершат образование и пойдут работать, либо останутся в магистратуре еще на 2 года.
ЕЛЕНА ЕРШОВА (МАГИСТРАТУРА ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ): Болонская система, она позволяет нам выбирать, хотим ли мы просто более углубленно изучать одно и то же, либо наоборот, если за 4 года обучения могли разочароваться, или что-то, новые интересы появились, то изучать что-то новое.
ИГОРЬ ГОРЛИНСКИЙ (ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР СПБГУПО УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЕ): Можно осуществить мобильность на мегауровне, т.е. закончить бакалавриат в одном университете, а в магистратуру поступить в другом.
КОР: Однако 15% студентов, поступивших в этом году в вузы, будут учиться, как и раньше, 5 или 6 лет. Теперь это называется специалитет, и таких специальностей 111.
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВ (ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РФ): Ну, это в основном специальности в области таких жизненно важных для Российской Федерации областей. Это, прежде всего области обороны, это медицина, это целый ряд специальностей в области культуры.
КОР: В Московском государственном техническом университете имени Баумана бакалавров и магистров немного. Большинство новых студентов будут учиться шесть лет на специалистов.
АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВ (РЕКТОР МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА): Мы готовим инженеров-разработчиков. Это самая тяжелая инженерная специальность. И такого специалиста за четыре года не подготовишь.
КОР: Первокурсник Владимир — как раз тот самый редкий бауманский бакалавр, но собирается в будущем поступить и в магистратуру.
ВЛАДИМИР БАРАНОВ (ПЕРВОКУРСНИК МГТУ ИМ. Н. З. БАУМАНА): Если есть возможность проучиться до конца, то почему бы и нет.
КОР: Стереотип, что диплом бакалавра — это какое-то неполноценное высшее образование, пока все же довлеет над студентами, родителями и, самое главное, работодателями. Российский студенческий союз утверждает, что в магистратурах мест и, особенно бюджетных, всем бакалавров не хватит. А значит, высшее образование становится менее доступным.
АРТЕМ ХРОМОВ (РОССИЙСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ СОЮЗ): Эта проблема, которая будет ощутима не сегодня, а будет ощутима через четыре года, когда вся страна, все бакалавры будут пытаться стать магистрами. Вот тогда и произойдет тот самый казус, когда люди увидят, что они не могут получить образование высшее.
КОР: И действительно, в Министерстве образования говорят открыто, право бесплатно продолжить обучение в магистратуре надо будет заслужить и доказать.
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВ (ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РФ): Конечно, магистерская подготовка — это подготовка все-таки, ну извините за такое слово, более элитная. И каждый гражданин страны, наверное, не должен ее получать. Если он способен, он может и должен ее получить, но не все.
КОР: Но с другой стороны в последние годы наблюдается скорее нехватка студентов. Вузы вынуждены принимать, как сказали бы раньше, троечников.
ЯРОСЛАВ КУЗЬМИНОВ (РЕКТОР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ): Вот если обучать не троечников, а тех, кто хорошо и отлично учился, у нас примерно на треть должны сократиться бюджетные места. Но и в этом случае, даже если мы это сделаем, этих бюджетных мест будет в 2,5 раза больше на 10 тыс. человек населения, чем было при советской власти.
КОР: Это мировой процесс. Скорость развития технологий увеличивается. Высшее образование охватывает все больше людей. Но при этом образование расслаивается и разветвляется, и Россия оказывается не в каком-то уникальном положении, а в самом стандартом. И положение дел в высшем образованиибудет и дальше меняться, неизменным останется, видимо, только Gaudeamus.