А извозчик на что? В планах Минобразования географии отводится один час в неделю
...Мы должны понимать, что среднее учебное заведение - это не профсоюз, где педагоги отстаивают свои права, а место, где дети получают определенный объем знаний, - объясняет советник министра образования РФ Анатолий Пинский. - Сейчас ребята в средней школе должны осваивать компьютер, основы программирования, изучать право и делать упор на овладение иностранным языком. Эти предметы нужны всем и всегда. Но ведь учебный план не резиновый: если мы где-то прибавляем часы, то где-то должны их убавить. А вот в профильной школе ребенок пусть выбирает те предметы, которые ему наиболее интересны, например, ту же географию или биологию...
Уже больше двух лет разработчики нового базисного учебного плана (БУП) думают над тем, как, с одной стороны, уменьшить учебную нагрузку подростков, а с другой - сделать школу профильной. В качестве одного из вариантов, который очень нравится Министерству образования, предлагается увеличить в средних классах количество часов иностранного языка и физкультуры, как "основополагающих" для дальнейшей карьеры и сохранения здоровья подрастающего поколения. А вот количество часов географии и биологии уменьшить до одного часа в неделю.
Данный проект всколыхнул череду самых разных выступлений в педагогической среде. Понятно, что биологи и географы возмущены БУПом, поскольку сокращение их нагрузки, естественно, уменьшит получаемую ими зарплату. "Иностранцы" же и "физруки" предложением очень даже довольны, так как их зарплата от предлагаемого реформирования учебного плана только выигрывает.
Пока Министерство образования еще не поставило последнюю точку в этом вопросе, так что педагогические страсти, касающиеся нового БУПа, продолжают кипеть. На днях представители географического и биологического обществ Российской академии наук выступили с резкой критикой проекта, полагая, что все эти предложения связаны только со стремлением некоторых чиновников получить бюджетные деньги на написание новых учебных программ, издание новых учебников и методических пособий. С другой стороны, составители нового плана утверждают, что без такого секвестрирования программы школам не обойтись.
- Мы должны понимать, что среднее учебное заведение - это не профсоюз, где педагоги отстаивают свои права, а место, где дети получают определенный объем знаний, - объясняет советник министра образования РФ Анатолий Пинский. - Сейчас ребята в средней школе должны осваивать компьютер, основы программирования, изучать право и делать упор на овладение иностранным языком. Эти предметы нужны всем и всегда. Но ведь учебный план не резиновый: если мы где-то прибавляем часы, то где-то должны их убавить. А вот в профильной школе ребенок пусть выбирает те предметы, которые ему наиболее интересны, например, ту же географию или биологию.
Директора московских школ относятся к предполагаемому секвестрированию с явным недовольством.
- Я не понимаю, почему министерство пытается принимать решения об изменении школьного процесса, не посоветовавшись предварительно с педагогами, - сожалеет директор школы N 1414 Фаина Крупенина. - Три-пять уроков физкультуры - это, конечно, хорошо. Но кто будет их проводить и где? В школах не хватает преподавателей физкультуры, спортивные залы и сейчас не выдерживают существующей нагрузки. Кстати, учителей-программистов в учебных заведениях тоже маловато. Так что, каким образом мы станем выполнять указания нового БУПа, непонятно.
- Разве можно говорить об экологии, развитии здоровьесберегающих технологий, выдернув из учебной программы биологию с географией? - говорит директор школы N 109 Евгений Ямбург. - Тогда мы получим целое поколение недорослей. От хорошего нельзя отказываться. А строить всех в колонну по четыре, отдавая предметные учебные часы физкультуре и программированию, - это путь к формализму.
Однако, как обычно и бывает, тоненькие голоса педагогической общественности могут быть попросту не услышаны министерскими чиновниками. Окончательное решение, принимать ли новый проект базисного учебного плана или отправлять его на доработку, должно быть принято Министерством образования в конце октября - начале ноября, после обсуждения его на коллегии. Если документ "пройдет", то не исключено, что уже со следующего года школьники средних параллелей станут тратить на географию и биологию лишь один час в неделю. Тогда только родителям придется объяснять своим чадам, в чем состоит разница между ящерицей и динозавром. Что же касается географии, то впору будет вспомнить бессмертную фразу господина Простакова: "А извозчик на что?"