Высшее образование должно быть академическим или прикладным
Систему высшего образования в России целесообразно разделить на два уровня, чтобы дать возможность студентам получать как академические, так и прикладные знания, считает ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 1 ноя — РИА Новости. Систему высшего образования в России целесообразно разделить на два уровня, чтобы дать возможность студентам получать как академические, так и прикладные знания, заявил в понедельник на брифинге в рамках первой конференции Ассоциации ведущих университетов России ректор Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.
По его словам, высшее образование в России в настоящее время получают 75–80% выпускников школ, а в самых развитых зарубежных странах — только 40–50% выпускников. При этом очевидно, что столько людей с высшим профессиональным образованием российской экономике не нужно и не понадобится в последующие годы.
«Значит ли это, что мы должны сокращать программы высшего образования? Мне кажется, нет. Ни одна политика не будет иметь успех, если она идет против желания граждан. А граждане России желают иметь высшее образование для своих детей — это совершенно нормально, потому что высшее образование имеет, помимо профессиональной составляющей, еще и составляющую социализации, культуры для человека. И человек с высшим образованием, когда он идет работать, он более социализирован, он лучше умеет общаться, глубже ставит задачи для себя», — сказал Кузьминов.
Он отметил, что целесообразно ввести в российских вузах систему образования, при которой наряду с академическим бакалавриатом будет существовать еще и прикладной бакалавриат, позволяющий студенту два года получать академические знания и один год — прикладные навыки в какой-либо сфере.
«Эти конкретные навыки позволяют ему найти свой рынок труда, где хорошо платят», — сказал Кузьминов.
Право на проведение эксперимента по внедрению программ прикладного бакалавриата, предполагающих упор на производственную практику для студентов вузов и ссузов, по итогам конкурса, проведенного в этом году Минобрнауки РФ, получили 49 учебных заведений.
В программе прикладного бакалавриата объем практической подготовки студента, куда входят учебная и производственная практики, лабораторные работы, практические занятия и курсовые работы, составляет не менее 50% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику. Производственная практика проводится в организациях работодателей в рамках модулей при освоении студентами основных видов профессиональной деятельности выпускников.