Студенты олимпийского призыва
Более 70 баллов на едином государственном экзамене — это по-старому уже пять с минусом, очень хороший результат для Москвы. Но ни в один респектабельный вуз и с более твердыми пятерками не примут, на бесплатное отделение так уж точно. Новый тренд в образовании: еще до выпускных экзаменов вузы заполняют лучшие места победителями олимпиад.
Олимпийское беспокойство
Ольга и Денис, родители десятиклассницы московского лицея N1535, ознакомившись со средними проходными баллами на интересующие их факультеты Высшей школы экономики, решили отказаться от услуг репетитора, готовившего их дочь к ЕГЭ. 98,6 балла на факультете международных отношений, 95,8 балла на факультете экономики (средний балл по всем факультетам — 87,4) — это без шансов. Неужели в этот вуз берут только вундеркиндов, которые никогда не ошибаются в тестах? Конечно, нет. Просто к началу конкурса почти все места обычно уже поделены между победителями и призерами школьных олимпиад. Эти состязания в лучших университетах теперь фактически исполняют роль упраздненных традиционных вступительных экзаменов.
Неудивительно, что для многих родителей, как, например, для Ольги и Дениса, такой расклад становится открытием. Система начала складываться не так давно. Десять лет назад, когда проблема выбора вуза стояла перед корреспондентом «Денег», все было просто. ЕГЭ в 2003 году сдавали лишь в нескольких отдаленных регионах, Москва готовилась к классическим вступительным экзаменам. Конечно, олимпиады проводились и тогда, но побеждали на них главным образом звезды. Была, естественно, Всероссийская олимпиада школьников по всем предметам, включая ОБЖ («Всерос» — преемник аналогичной всесоюзной олимпиады), было несколько традиционных вузовских олимпиад, например, математическая олимпиада «Физтех» или «Умницы и умники». И той, и другой уже более 20 лет. В последней я поучаствовал, не подозревая, что передача на «Первом канале» — всероссийская олимпиада, а не игра вроде «Брейн-ринга». Проиграв в полуфинале, я вернулся к занятиям с репетиторами, чтобы летом съездить на экзамены в два вуза — получше и похуже. Все знакомые действовали так же.
Спустя пять лет всей стране окончательно пришел ЕГЭ, с 2009 года он обязателен для всех вузов. Лишь избранные получили разрешение проводить дополнительные испытания на «специальности творческой и профессиональной направленности, требующие наличия особых творческих, физических или психологических качеств».
Казалось бы, теперь все вообще элементарно: отправляешь результаты школьных экзаменов в любые пять вузов и ждешь. Поначалу все так и было, хотя еще в 2007 году отдельные вузы начали строить собственные системы отбора выпускников. Изменения в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» существенно расширили число олимпиад, по итогам которых выпускник школы может быть принят в высшее учебное заведение вне общего конкурса. С тех пор их перечень ежегодно утверждается приказами Минобрнауки. Тогда же был образован Российский совет олимпиад школьников, под эгидой которого проводятся олимпиады. Его возглавил ректор МГУ Виктор Садовничий, один из самых непримиримых противников ЕГЭ (собственную олимпиаду «Покори Воробьевы горы» МГУ удалось организовать двумя годами ранее).
«Мы начали искать новые пути, потому что в первые годы ЕГЭ давал нам безобразных абитуриентов,— рассказывает «Деньгам» ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров.— Сейчас ситуация выровнялась — пошли качественно другие результаты. И все же ЕГЭ не может быть абсолютно объективным измерительным инструментом. Часто это «угадайка». Мы не застрахованы от случайностей — от совсем чужих абитуриентов, которые не могут учиться в техническом вузе. Приходится выгонять таких через два месяца, и это беда».
В первый же год помимо «Всероса» было организовано сразу 120 олимпиад — во всех федеральных округах, за исключением Дальневосточного. С каждым годом их число снижалось (в прошлом году было только 53 соревнования), но процент олимпиадников на самых престижных факультетах, наоборот, увеличивался. «С 2009 года мы отдаем на конкурс ЕГЭ не менее четверти контрольных цифр приема — независимо от числа олимпиадников,— рассказывает проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович.— На факультете международных отношений мы в этом году немного промахнулись: на 35 бюджетных мест было подано 100 заявлений от олимпиадников. Но еще девять мест мы все же предложили и на конкурсе ЕГЭ».
По уровню популярности среди победителей и призеров школьных олимпиад «Вышка» уже несколько лет занимает второе место, на первой строчке — МГУ имени Ломоносова, в котором в этом году на их долю пришлось около 35% набора (всего главный вуз страны на первый курс зачислил 8 тыс. человек).
Олимпийские принципы
Московский лицей N1535 — лучшая школа России по версии Московского центра непрерывного математического образования. Десять лет назад, когда в этом лицее учился я, участников олимпиад можно было пересчитать по пальцам. Теперь мой классный руководитель, а сегодня директор лицея N1535 Татьяна Воробьева сосчитать всех своих призеров и победителей уже не может — участвуют почти все. В прошлом году только на муниципальном этапе «Всероса» 450 лицеистов стали призерами и победителями, на региональном — 99, на заключительном — 16.
Хотя олимпиады с введением ЕГЭ и стали существенно доступнее, полным аналогом старых вступительных экзаменов они все-таки не являются. «Например, «вышкинские» олимпиады очень сложные,— предостерегает Татьяна Воробьева.— Олимпиада — это в любом случае нестандартные задания, жанр, который не каждому подходит. В прошлом году у нас была девочка, которая и 400 баллов получила, и золотую медаль, и призовое место на одной из олимпиад. Это не всем дано».
Самая престижная олимпиада — это, конечно, «Всерос». Победителей обязаны принять в любой вуз на профильное направление, призерам засчитывают 100 баллов по профильному предмету. Документы они могут подать сразу в пять вузов (аналогичное правило действует для результатов ЕГЭ). С этого года квоту на число победителей заключительного этапа олимпиады сократили до 8%, на число победителей и призеров — до 35% (было — 10% и 45% соответственно).
Победители вузовских олимпиад, для которых такие квоты действовали изначально, могут поступить только в те вузы, которые поддерживают конкретные олимпиады. При этом с прошлого года обращаться можно только в одно учебное заведение. Уже после подведения итогов каждой вузовской олимпиаде присваивают уровень (от одного до трех — в зависимости от сложности, охвата, числа участников и того, как давно олимпиада проводится), и вузы, чьи олимпиады традиционно получают высокий рейтинг, не всегда дают льготы лауреатам менее престижных соревнований.
«Всерос» проходит в три этапа, большинство вузовских олимпиад — в два (сначала заочный, когда задания можно решить, например, в интернете, потом — очный, уже в вузе). Самые подготовленные абитуриенты заявляются сразу на несколько конкурсов. Определиться с перечнем помогают результаты прошлых лет. Например, НИУ ВШЭ, чья олимпиада «Высшая проба» считается одной из самых зубодробительных, год назад позволял поступать вне конкурса на факультет экономики и призерам менее престижных математических олимпиад. Получается, максимальный балл, скажем, по математике имеют шанс получить те, кому на ЕГЭ такой результат не светит. А вот МГТУ имени Баумана помимо лауреатов собственной олимпиады традиционно приглашает призеров и победителей лишь аналогичных или более сложных состязаний.
Олимпийский резерв
Ежегодный опрос абитуриентов «Вышки» показывает, что только 1% к поступлению специально не готовился. Остальные занимаются на курсах и с репетиторами, многие совмещают.
При этом к ЕГЭ абитуриенты лучших вузов готовятся все реже. Вот и упоминавшиеся в начале статьи Ольга и Денис решили, что не хотят платить по 3 тыс. руб. за занятия, которые сводятся к заучиванию тестов прошлых лет. На вузовских курсах для олимпиадников, которые они выбрали, за те же деньги проводится несколько занятий для небольших групп. Вузовские преподаватели, которые раньше натаскивали на ЕГЭ, теперь рекламируют себя в качестве экспертов по олимпиадам, публикуя на сайтах имена бывших учеников, ставших призерами и победителями. Цена вопроса — $100-200 за двухчасовое занятие, то есть до $6 тыс. за курс. Это примерно в полтора раза меньше стоимости платного обучения в приличном вузе.
Порядок проведения вузовских олимпиад постоянно меняется («Всерос» консервативнее, потому что изменения нужно вносить в закон об образовании). Накануне утверждения очередного приказа Минобрнауки в числе более или менее декоративных предложений вроде публикации работ в интернете обсуждается возможность предоставления льгот лишь лауреатам олимпиад первой категории. Это нанесло бы системе ощутимый удар: олимпиады вновь из аналога вступительных экзаменов превратились бы в показательные выступления вундеркиндов. Впрочем, в текущей версии документа (окончательная появится в течение месяца) этой меры нет.
«Олимпиады мы проводили всегда, потому что статистически олимпиадники учатся лучше, но исключения есть: фальшивые результаты и на олимпиадах бывают,— объясняет возможную логику чиновников Григорий Канторович.— Олимпиады контролируют менее строго, нежели ЕГЭ. Есть значительное количество призеров олимпиад, которые это звание не заслужили. Нам на руку реноме «Вышки», что тут за деньги не поучишься, поэтому у нас большой проблемы с липовыми олимпиадниками нет. А в целом по стране — наверное». Один случай проректор НИУ ВШЭ, однако, припоминает. Несколько лет назад разоблачили девочку — призера сильной Московской городской математической олимпиады. Она уже стала студенткой, когда бывший одноклассник написал на нее донос: на школьных уроках математики олимпиадница звезд с неба не хватала. Вуз разыскал работу и убедился, что почерк в ней другой. История закончилась отчислением. Хотя огласке происшествие предавать не стали.