Идеологизация только пугает
Лев Якобсон, первый проректор Государственного университета "Высшая школа экономики":
— Николай Бердяев написал в своё время примерно следующее: "И славянофилы, и западники любили Россию, но славянофилы любили её как мать, которую нужно почитать и беречь, а западники — как дитя, которое нужно воспитывать". Я не славянофил, но мне первая позиция гораздо ближе. У нас сегодня чаще пытаются "воспитать" Россию, причём — государственники-славянофилы тут не отстают от оппонентов-западников. Все рассуждают о модернизации и о демократии как о проекте, который можно придумать за столом и потом сделать страну по этому плану. Между тем главная проблема демократической, подчеркиваю это, модернизации — обеспечение мирного и конструктивного сосуществования разных укладов, этносов, религиозных конфессий. Давайте осознаем: в течение десятилетий нам придётся жить в очень неравномерно модернизированной России, где патриархально-традиционный уклад жизни нередко соседствует и сосуществует с постмодернистским типом. Я не уверен, что без придумывания неких идеологических сверхценностей невозможна модернизация, нельзя активизировать энергию общества. Скорее, наоборот, излишняя идеологизация только пугает людей. Да, граждане в большинстве сейчас аполитичны. Но это не значит, что они общественно не активны.
Мы в Высшей школе экономики третий год проводим мониторинг гражданского общества. В стране есть, причём в самых разных слоях и на разных территориях, значительная тяга к самоорганизации. Но не к политической самоорганизации, а к коллективной организации частной жизни. Время от времени хотят заниматься какой-то альтруистической деятельностью больше 70%, а 50% указывают, что хотели бы постоянно работать именно в незаидеологизированных общественных организациях.
Не надо грузить людей вопросом: "Вы за большевиков или за коммунистов?". Они — за свой двор, который запущен, замусорен, но который может стать лучше уже завтра. Они — за своё предприятие, которое может и должно стать более конкурентоспособным, они — за свою школу. Местное самоуправление может подниматься на базе таких элементарных забот, элементарной самоорганизации.