• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кластеры по уму, а не по моде

Эксперт. 15 ноября 2013

Развитие кластеров должно стимулировать экономический рост в стране. Но кластерная политика должна быть умной: ориентированной на глобальный рынок и нацеленной на выявление и развитие уникальных инновационных отраслей региона.

В Москве проходит Кластерный саммит. Чиновники и эксперты пытаются ответить на вопросы, какой должна быть эффективная кластерная политика в стране, какие инструменты есть у федеральной, региональной и местной власти для стимулирования кластеров, на что инвесторы делают ставку в стратегии инновационного развития.
 
Страны, вставшие на путь интенсивного инновационного развития, начали создавать новую модель организации экономики — не отраслевую, а кластерную. По оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено уже более 50% мировых экономик, что обеспечило им значительный прирост ВВП. В России формирование кластеров также стало важной частью государственной политики в области развития экономики регионов. Однако активизация мер по развитию кластеров, введение своего рода «моды» на кластеры привели к размыванию в России самого понятия «кластер», а потому эффективность кластерной политики оказалась низкая. «Кластерная проблематика стала обязательным элементом стратегических документов, регулирующих региональное развитие. Мы столкнулись с попыткой одномоментно кластеризовать все сектора экономики, — заявил старший научный сотрудник Центра научно-технической, инновационной и информационной политики НИУ ВШЭ Василий Абашкин. — Концепции и программы развития кластеров стали формироваться без предварительного определения приоритетов кластерной политики. В итоге мы получили отсутствие взаимосвязи между кластерной политикой и другими направлениями социально-экономического развития региона, отсутствие диалога с бизнесом, организациями науки и образования». Речь идет об искусственном навязывании инноваций и кластеров без понимания, кому и зачем это нужно, без представления решений по реализации задуманных проектов, отметил эксперт.

По мнению первого проректора Высшей школы экономики Леонида Гохберга, развитие экономических кластеров в России будет эффективнее, если оно будет следовать принципу «умной специализации» — усилению уникальных конкурентных преимуществ региона.

«В ряде зарубежных стран принцип «умной специализации» вырос в концептуальную модель социально-экономической политики. Он нацелен на выявление и развитие уникальных инновационных отраслей региона и формирование кластеров вокруг них», — отметил Гохберг.

Директор Российского фонда технологического развития Михаил Рогачевзаявил, что хорошие перспективы развития имеют региональные мини-кластеры. «Преимуществом мини-кластеров является мобильность. Не стоит всегда искать сверхпартнеров», — сказал он. При этом, по словам Рогачева, чтобы быть конкурентоспособными, кластеры изначально должны быть ориентированы на глобальный рынок.

Продвигать кластеры на глобальный рынок пообещал директор департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин.

«Сейчас кластеры — это очень перспективная точка коммуникации с зарубежными инвесторами в области научно-технического сотрудничества, — заявил он. — Для регионов кластеры — это важный фактор повышения инвестиционной привлекательности, бренд. В планах МЭР до 2015 года — развивать объекты инновационной инфраструктуры и повышать квалификацию специалистов, работающих в кластерах».

Шадрин напомнил, что правительством одобрен проект о финансировании 11 из 13 пилотных инновационных кластеров, которые будут получать финансирование в этом году, еще два кластера будут вынесены на рассмотрение через две недели. «Среди лидеров по объему финансирования — Самарская область, республика Татарстан. Помимо финансовой мы будем оказывать кластерам методическую и консультационную поддержку», — отметил он.

По словам чиновника, кластеры — это уже мейнстрим для Германии, Франции, Великобритании. «Однако реально развивать инновационную систему можно только при тесном партнерстве бизнеса, науки и образования, региональных и федеральных властей. Когда такого рода партнерство образуется, удается комбинировать ресурсы на финансирование исследований, коммерциализацию разработок, развитие образования и инновационной инфраструктуры, тогда удается снижать инвестиционные риски и обеспечить реализацию долгосрочных проектов», — говорит Шадрин.

Он считает, что, возможно, подобная координация даже более важна, чем непосредственное финансирование, а само финансирование должно привязываться к конкурсу, чтобы поддерживались сильные и жизнеспособные проекты.