• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Учителя должны быть к науке способными, не свирепыми и не предерзкого нрава к младенцам"

Институт развития образования ГУ-ВШЭ возобновил цикл научных семинаров по проблемам образования. 21 марта состоялся первый семинар на тему "Основания разработки Профессионального стандарта педагогической деятельности". Доклад сделал директор Института содержания образования, научный руководитель факультета психологии Владимир Шадриков.

Институт развития образования ГУ-ВШЭ возобновил цикл научных семинаров по проблемам образования. 21 марта состоялся первый семинар на тему "Основания разработки Профессионального стандарта педагогической деятельности". Доклад сделал директор Института содержания образования, научный руководитель факультета психологии Владимир Шадриков.

В семинаре приняли участие известные деятели российской образовательной политики. Это координатор образовательных проектов Московского представительства Всемирного банка Исаак Фрумин, заместитель директора Британского совета Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспаржак.

Исаак Фрумин, один из организаторов мероприятия, рассказал, что задача цикла научных семинаров в Вышке - "усилить циркуляцию идей в среде тех, кто занимается проблемами образования". Поскольку эти люди "слишком заняты текущей работой", у них не остается время на обмен опытом, и в результате в научных исследованиях, посвященных образованию, слишком мало ссылок на публикации коллег. Владимир Шадриков заметил, что вместо этого часто встречаются ссылки на Национальный фонд подготовки кадров. (Эта организация финансирует образовательные реформы из средств займов Всемирного банка, и многие исследования на актуальные темы проводятся при ее поддержке.).

Профессиональный стандарт - это требования к работникам той или иной отрасли. Проект профессионального стандарта для педагогической деятельности, то есть для школьных учителей, был разработан по заказу Минобрнауки России рабочей группой под руководством ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, ректора Московского педагогического государственного университета Виктора Матросова и Владимира Шадрикова. Общественное обсуждение стандарта уже проходило на разных площадках - например, в конце января этого года его анализировали директора школ в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В апреле проект будет опубликован в официальном журнале Минобрнауки России "Вестник образования" для дальнейшего обсуждения.

Как рассказал Владимир Шадриков, требования к учителю пытались сформулировать во все времена. Например, русский историк XVIII века Василий Татищев писал, что учителя должны быть "к науке способными, в своей науке довольно учеными, способными к научению других, не свирепыми и не предерзкого нрава к младенцам". Эти требования остаются актуальными и сегодня. Тем не менее, разрабатывая проект стандарта, авторы стремились выбрать наиболее значимые качества из тех, которыми должен обладать учитель.

Участников семинара заинтересовал вопрос, как директор школы или другой администратор сможет определить, обладает ли учитель качествами, описанными в стандарте. "Эта оценка может быть только экспертной, - отметил Анатолий Каспаржак. - На свое усмотрение ее проводит тот, кто принимает учителя на работу". Заместитель директора Института развития образования Ирина Абанкина отметила, что самое важное качество учителя, отмеченное в стандарте, - "открытость к принятию других позиций и точек зрения", и предложила утвердить обязательное наличие этого качества у каждого учителя указом президента.

Дискуссию вызвал вопрос о том, должен ли учитель свободно уметь решать задания ЕГЭ и задачи международных школьных олимпиад. Очевидно, что далеко не все современные учителя способны это сделать. "На сегодня ни один выпускник педвуза не соответствует выдвинутым требованиям", - отметил Владимир Шадриков. "Даже Господь Бог не совсем соответствует", - продолжил Анатолий Каспаржак". "Мы его и не наймем учителем", - возразила директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования Татьяна Абанкина.

Исаак Фрумин отметил, что в проекте стандарта не учитывается коллективный характер профессии учителя: "Пока мы умеем формулировать требования только к индивидуальным компетенциям". Ирина Абанкина предложила включить в стандарт требования к умениям работать в команде. На вопрос о том, будет ли означать "провал" по одному из требований неспособность человека работать учителем, Владимир Шадриков ответил так: "В Германии выпускников профессиональных училищ не допускают к работе, если они не могут выполнить хотя бы одну требуемую операцию. Я придерживаюсь этой позиции. Учителя должны показать нужный уровень компетенций по всем параметрам".

"Если профессиональный стандарт станет нормативным документом, его можно будет использовать как ориентир при разработке стандартов педагогического образования, - заявил Владимир Шадриков в интервью Корпоративному порталу ГУ-ВШЭ. - Это означает, что образовательные программы педвузов должны быть ориентированы на достижение целей, заявленных в профессиональном стандарте. Результаты работы педвузов также будут оцениваться с позиций профессионального стандарта. Их выпускники должны соответствовать заявленным требованиям. Это тем более важно, поскольку в образовательных стандартах нового поколения самым важным элементом будет не содержание образования, а требования к уровню подготовки выпускников".

 

Борис Старцев

 

Ссылки:

Презентация доклада Владимира Шадрикова на семинаре 21 марта (*ppt)