Новый законопроект
Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина рассказала о том, что даст бюджетным учреждениям новый правовой статус.
В: Что в планах образовательной реформы чиновники действительно от нас скрывают? А что в предложенном законопроекте попросту не было правильно понято? Чтобы разобраться, я решила пригласить в студию одного из авторов упомянутого в предыдущем сюжете закона, директора Института развития образования при Высшей школе экономики Ирину Абанкину . Ирина Всеволодовна, здравствуйте. Ну, итак, за что конкретно придется теперь платить родителям учеников средней школы, пациентам медучреждений и многим другим посетителям бюджетных учреждений?
Ирина Абанкина (ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ): Вы знаете, все, что входит, например, в образование, в федеральный государственный образовательный стандарт, все будет оплачиваться за счет бюджетных средств, за счет государства, и ничего родителям, как мы сейчас не платим, и в будущем доплачивать не придется.
В: Что в этот стандарт входит?
Ирина Абанкина: Все те предметы, которые были раньше, плюс воспитательная работа за внеурочную деятельность, она вся сегодня оплачивается государством. И вот сейчас вводится стандарт начальной школы. С 1 сентября 10 года в пилотных регионах он, а с 11 года, с 1 сентября, все школы должны будут перейти на новый стандарт в начальной школе. А основная и старшая школы, сейчас стандарт только готовится. Никаких сокращений по программе там не предусмотрено. Это и Российская академия образования как бы фиксирует, и Департамент Министерства образования науки и Департамент госполитики тоже подтверждает, никаких документов и никаких разработок о сокращении и преподавания предметов, в том числе и внеурочной деятельности, не предусматривается. Закон в силу вступит полностью только 1 июля 12 года на самом деле. В этом смысле мы пока только стартуем. Дан переходный период. Он довольно длинный, этот переходный период. Его при переходе к этим новым, скажем так, форматам финансирования надо еще очень много что сделать, и постепенно мы будем переходить к финансированию одной строчкой — сначала по укрупненным статьям сметы, и только с 12-го года к финансированию единой строкой. Другое дело, что органам управления образования сегодня надо сформировать, что такое задание, как увязаны качественные показатели, требования к этому качеству, кадрам в этом задании.
В: А вот что такое задание, и чем оно отличается от того необходимого образовательного минимума, который будет всем гарантирован в законе "Об образовании". Что такое это госзадание?
Ирина Абанкина: Госзадание, так же как муниципальное задание, учредитель вправе включить все, что он хочет заказать, даже сверх программы.
В: Я не поняла. Вот Департамент образования районный вводит для каждой конкретной школы определять конкретное количество предметов, которые школьники будут определять бесплатно и которые они будут получать за плату.
Ирина Абанкина: Не совсем так, потому что стандарт единый, федеральный государственный образовательный стандарт для... у нас в стране. Он предусматривает вариативную часть, которая может быть для предметов с углубленным изучением.
В: Стандарт сейчас единый есть?
Ирина Абанкина: Сейчас вот мы только вводим второе поколение стандартов. До этого у нас не стандарт был, а базисный учебный план. Вот базисный учебный план, он подразумевает обязательную часть, вариативную часть, которая в обязательную входит, поэтому там есть некоторая свобода выбора преподавания предметов, в его формировании...
В: Вот если я правильно понимаю, сейчас одновременно будет разрабатываться и стандарт?
Ирина Абанкина: Да.
В: И переход на реформу?
Ирина Абанкина: На новые условия финансирования.
В: И переход на новую структуру. Не слишком ли много реформ сразу?
Ирина Абанкина: Я согласна с вами, что, конечно, темп реформ очень высокий, они идут во всех сферах и в административной реформе, бюджетная реформа, она вместе с реформой в сфере образования и здравоохранения с содержательными аспектами, да. Единственное, что здесь выручает, я бы так сказала, это некоторое концептуальное единство этих реформ, нацеленное на повышение качества, на ответственность за это качество государства перед своими гражданами и на эффективность расходования бюджетных средств.
В: Я с вами не соглашусь. Если где-то есть что-то бесплатное и что-то платное, ну, это закон жизни. Все хорошее, естественно, перекочует туда, где платно. К чему привели реформы перестройки?
Ирина Абанкина: Я надеюсь, что коммерсанализация школы, все-таки заслон у нас вот все последние годы ставится довольно серьезный, стандарты наши разрабатываются вот всеми ведущими педагогами, они все привлечены к этой работе, и стандарты у нас не сокращают программы, а наоборот, дают широкий выбор и родителям, и образовательным учреждениям, как их формировать. И объем стандарта у нас не сокращается.
В: Ну, как же вот заслоны коммерциализации школы? Вот я цитирую стенограмму Думы. Это не я придумала, это стенограмма обсуждения вашего законопроекта в Думе. По объему предоставляемого бюджетным учреждениям прав оно будет представлять собой фактически разновидность коммерческой организации.
Ирина Абанкина: В любом случае все учреждения остаются в статусе "учреждение". Значит, у них есть учредитель, он же собственник имущества, никакой приватизации здесь не предусматривается, вот в том объеме задания, которое он дает каждому учреждению, его полностью финансируют. Давайте активно включимся в обсуждение этого стандарта, так, чтобы мы считали, что этот стандарт соответствует нашим требованиям, нашим запросам, потому что именно эти цели и поставлены при разработке стандартов.
В: Давайте, вот я, например, знаю, что сейчас в среднем школе 2 часа русского в неделю, это, по-моему, безобразие. И сокращается, сокращается количество предметов. Соответственно, у меня к вам.
Ирина Абанкина: Да. ... в школе мы русский, видите, ввели, из-за ЕГЭ дополнительно, чтобы ребята смогли именно в школе к ЕГЭ подготовиться, я считаю, что ЕГЭ защитил русский язык из-за того, что он обязательный во всех школах.
В: Ну да, в общем, ЕГЭ защитил русский язык — это уже хорошо. Ну, вот вы мне скажите, где гарантия, что как только школам дадут возможность зарабатывать деньги, ну, мы же все прекрасно понимаем, что там, где зарабатывают деньги, все это коммерческая организация. Где гарантия, что учитель не скажет, ну, я вам оттарабаню обязательную бесплатную программу, вопросов нет, я вам учебник прочитаю. Но если вы хотите поступать в ВУЗы, будьте любезны ко мне же на платный факультатив. Вот где гарантия от этого?
Ирина Абанкина: Вы знаете что, тут, скажем так, и сегодня образовательные учреждения, так же как учреждения здравоохранения и культуры, имеют право и постановление Правительства "Об образовании" 505, известное постановление позволяет осуществлять коммерческую деятельность, но в пределах устава, который есть. Значит, я думаю, что ничего кроме общественных органов управления внутри школы, управляющих советов, которые бы поставили заслон по такому поведению, быть не может. На самом деле, скажем так, ну, мы сами ответственны за то, что мы готовы оплачивать, и понимаем, зачем, и что, мы считаем, должно быть обязательно бесплатно, потому что это наши с вами общие налоги. Нам очень важно, чтобы не было вот этого неправильного субъективизма, потому что для одних бесплатно оплачивается все, включая аж конный спорт, занятия спортом, 5 языков и так далее, когда другие оказываются недофинансированы.
В: А кто и как будет это контролировать? Плата идет за дополнительные факультативы или плата идет за то, что просто...
Ирина Абанкина: Я считаю, что тут контролировать должны с одной стороны органы, которые за это отвечают, Рособрнадзор и его региональные представители, с другой стороны — сами родители и общественные органы, которые есть в самой школе, в ВУЗе обязательно и так далее. То есть как бы и общество, и государство через свои специальные органы. Во-вторых, сегодня задание — это письменный документ, в котором прописаны показатели и по количеству, и по качеству. И учредитель контролирует исполнение всех этих показателей. Финансировать сегодня анклавы такие низкого качества и неэффективности, конечно, мы себе уже позволить не можем. Мы не можем позволить себе отставать все время от современных требований, от вызовов, которые предъявляет современный мир, и поэтому во главу угла качество поставлено. Сразу оно не возникнет. К нему надо идти, надо постепенно научаться применять современные управленческие технологии, надо, чтобы педагоги были грамотными, квалифицированными, умели работать в современных условиях. Два года — срок, кажется, большой, на самом деле он большой, только если затеяна сразу же очень интенсивная работа.
В: Ну, что же, спасибо, что нашли время к нам сегодня прийти.
Ирина Абанкина: Спасибо вам.