• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Здесь учиться трудно, но интересно»

О программе образования на отделении статистики, анализа данных и демографии факультета экономики ГУ-ВШЭ рассказывает заведующий отделением Владимир Мхитарян.

— Владимир Сергеевич, ваше отделение было открыто в 2008 году, и уже состоялось два набора студентов. Каково ваше мнение о нынешних первокурсниках?

— И я, и мои коллеги считаем, что набор 2009 года на основе ЕГЭ и по результатам олимпиад оказался сильнее, чем в предыдущем, 2008-м. Трудно сказать, что именно на это повлияло. Потоки студентов всегда отличаются один от другого. Может быть, когда мы вели свой первый прием студентов, многим абитуриентам казалось, что и поступить к нам, и учиться на отделении гораздо легче, чем, скажем, на экономическом факультете. В итоге был очень большой отсев студентов. После первых двух модулей, около 15 процентов ребят не справились с программой. Мне кажется, что основные трудности самого процесса приема студентов на основе единого госэкзамена были связаны с родителями абитуриентов. Были абитуриенты, которые хотели и могли к нам поступить, но у их родителей в какой-то момент сдали нервы, и оригиналы документов их детей оказались в других, менее престижных вузах. А когда позднее выяснилось, что по итогам конкурса эти абитуриенты вполне могли поступить в ГУ-ВШЭ, они, к сожалению, не успели вовремя получить свои документы обратно.

В этом году совсем другая картина по итогам двух модулей обучения. Я преподаю на первом курсе, общаюсь со студентами, вижу их интерес к учебе и радуюсь их успехам.

— Сколько студентов поступило в прошлом году на бюджетное обучение и сколько — на коммерческое?

— Сейчас на первом курсе отделения учатся 40 студентов на бюджетной и 17 — на коммерческой основе. Но, как и на многих других факультетах ВШЭ, по результатам экзаменационных сессий происходят перемещения между бюджетным и коммерческим отделениями. Если студент-бюджетник не справляется с программой, то у него есть шанс продолжить обучение на коммерческой основе, и наоборот — если студент платного отделения вполне успешно сдает экзамены, ему могут предоставить бюджетное место. Я считаю, что это очень правильный и объективный подход к студентам. Кстати, в этом году мы предоставили двум самым успешным студентам второго курса 70-процентную скидку оплаты обучения.

— Расскажите, пожалуйста, чем занимается и где востребована статистика.

— Статистика — это наука о количественных методах измерения в экономике и социальной сфере, которая определяет методологию сбора, обработки и анализа данных, моделирования экономических процессов на различных уровнях управления.

Сейчас статистике уделяется большое внимание в образовательных системах всех развитых стран. Ведущие университеты мира — Гарвард, Стэнфорд, Оксфорд, Кембридж — имеют в своей структуре департаменты статистики. По рейтингу наиболее престижных профессий 2009 года статистика вошла в десятку самых востребованных профессий в США. Так что открытие отделения статистики, анализа данных и демографии в ГУ-ВШЭ, ведущем экономическом университете России, вполне закономерно.

В условиях плановой экономики советского периода статистика развивалась, но не была так востребована, как сейчас. Сегодня во многих успешных компаниях, министерствах и ведомствах открываются аналитические подразделения, лаборатории и отделы, в которых на основе статистических данных специалисты делают выводы об эффективности производства, торговых операций или услуг и намечают пути дальнейшего развития. В мире растет понимание, что будущее за количественными методами анализа данных. Статистика, занимающаяся измерениями и обработкой данных в экономике, играет определяющую роль в оценке социально-экономической ситуации и в выборе правильного вектора развития страны, региона или компании.

— Значит, без работы экономисты-статистики не останутся?

— Можете не сомневаться. Мировой экономический кризис показал необходимость надежных прогнозов. Вообще, в любой области человеческой деятельности жизненно важно умение предсказывать положительные и отрицательные тенденции развития. В связи с этим потребность в статистиках в мире будет неуклонно расти. Наши выпускники будут работать в страховых и инвестиционных компаниях, в банках и аналитических подразделениях компаний. В каждом конкретном случае все зависит от усилий, которые прилагает студент. У нас учиться трудно, но интересно. Мы готовим не узких специалистов в какой-то одной области, а предлагаем студентам широкий спектр знаний. Хорошая подготовка и высокий интеллектуальный потенциал поможет нашим выпускникам быть успешными в современном мире.

Опыт показывает, что 80 процентов выпускников экономико-статистических специальностей вузов устраиваются на работу еще в годы учебы, во время производственной и преддипломной практик.

Интерес к квалифицированным экономистам-статистикам в стране достаточно высок. В них нуждаются международные организации, все ведущие министерства, структуры Росстата, региональная сеть статистических организаций, крупные и средние корпорации и компании, маркетинговые агентства и консалтинговые фирмы. Объективная оценка деятельности любой организации нуждается в статистике, так что наши выпускники без работы точно не останутся.

— Что собой представляют программы, методики и формы обучения на вашем отделении?

— Наряду с традиционной фундаментальной подготовкой по экономической теории, математике и иностранному языку, студенты отделения овладевают международной методологией статистики, которая позволяет решать вопросы, связанные с социально-экономическими измерениями, организацией выборочных статистических обследований, эконометрическим анализом и прогнозированием. Решение этих вопросов необходимо для успешной реализации основных задач управления социально-экономическими процессами.

Значительное внимание в учебном процессе уделяется научно-исследовательской работе. Студенты на основе реальных статистических данных занимаются моделированием социальных и экономических явлений с использованием профессиональных статистических пакетов.

Мы стремимся к сочетанию традиционных форм обучения с научно-исследовательской работой. В мае этого года планируем провести межвузовскую студенческую научно-практическую конференцию «Статистические методы исследования экономики и общества», на которую пригласим студентов крупнейших профильных вузов страны. Мы хотим сделать эту конференцию ежегодной и надеемся, что она поможет студентам лучше ориентироваться в перспективных направлениях развития статистической науки.

У нас сформировался сильный преподавательский состав, который, наряду с учебной, ведет активную научно-исследовательскую работу, вовлекая в нее и студентов отделения.

— Развивает ли отделение международные связи и сотрудничество?

— Да, конечно. Международный институт подготовки профессиональных статистиков — проект, который возглавляет заместитель декана факультета экономики Алексей Пономаренко - занимается повышением квалификации работников статистики в странах СНГ. Наши сотрудники участвуют в работе международных конференций и публикуют свои научные работы в профильных журналах высокого рейтинга. В прошлом году мы провели семинар «Статистическое измерение бедности», на котором выступил ведущий специалист Всемирного банка.

Мы поддерживаем активность различных международных грантовых программ и надеемся, что наши студенты смогут успешно участвовать в конкурсах и ездить на стажировки и обучение в вузы других стран. Я хотел бы, чтобы наши студенты стали гражданами мира, и поэтому мы серьезное внимание уделяем языковой подготовке студентов. Рассматривая английский как язык международного общения, мы поощряем изучение второго иностранного языка — бесплатное для студентов с высоким рейтингом по результатам учебы.

— Каковы планы развития отделения?

— Нашему отделению всего два года, так что мы — в процессе формирования. В этом году были открыты две новые кафедры: кафедра национальных счетов и макроэкономической статистики и кафедра бизнес-статистики. В 2010 году состоится первый набор на магистерскую программу, что очень важно и для наших студентов, которые должны видеть перспективу обучения, и для выпускников бакалавриата региональных вузов нашего профиля. В дальнейшем мы намерены расширить прием студентов как в бакалавриат, так и в магистратуру отделения. Планируем расширение аспирантуры и формирование диссертационного совета по статистике, чтобы у нас был полный цикл вузовского и послевузовского обучения.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Представители БРИКС обсудили развитие статистики в странах объединения

Значимость статистики в эпоху цифровых технологий выходит на новую ступень. Большинство решений на государственном уровне и в бизнесе принимаются на основе анализа данных. Однако отношение к официальной статистике неоднозначно, и это негативно влияет на степень доверия к государственной политике. Как это изменить, обсудили главы статистических ведомств стран БРИКС в Казани. В работе форума также принял участие представитель ВШЭ.

Статистика в тренде: подведены итоги Всероссийского школьного конкурса по статистике

Недавно были подведены итоги Всероссийского школьного конкурса по статистике «Тренд». Впервые в рамках конкурса был вручен специальный приз «За демонстрацию статистического мышления», учрежденный Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Его получила команда из Санкт-Петербурга. О том, как проходил конкурс в этом году, какие задачи приходилось решать ребятам, — в материале новостной службы «Вышка.Главное».

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Мы вступаем в эпоху больших данных. Будет ли востребована традиционная статистика?

Создание национальной системы управления данными, ее архитектура и онтология — один из ключевых вопросов для будущего кабинета министров, считает первый заместитель руководителя аппарата правительства Максим Акимов. Дискуссия на панельной сессии, посвященной данным в цифровую эпоху, на XIX Апрельской конференции развернулась вокруг основных вызовов, стоящих перед российской статистикой, и ответов на них.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.

Позвонили, объяснили, вдохновили

На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов.  Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.

9866

абитуриентов уже подали заявления на бакалаврские программы Высшей школы экономики в Москве. Общее количество заявлений составляет более 23 тыс. Сегодня, 24 июля, — последний день приема документов в бакалавриат.

Мужской взгляд на Вышку

Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» пообщались с юношами-абитуриентами разных образовательных программ Вышки и узнали об их ожиданиях.

Математики советуют не паниковать и решать задачи

Период подачи документов подходит к концу, накал страстей среди поступающих растет по мере приближения к дедлайну. В такой ситуации очень важно сохранить способность принимать рациональные решения и не поддаваться панике в общей суматохе. На помощь абитуриентам спешит математик Дмитрий Дагаев, который знает, что для поддержания мозга в тонусе нет ничего лучше математической задачки. Пару таких задач он подготовил для поступающих.