Герои фильма «Любовь и инженеры» не смогли построить алгоритм влюбленности, но научились лучше понимать себя
9-13 ноября в Высшей школе экономики в рамках фестиваля «ФАНК» проходят Дни научного кино. После просмотра каждый фильм зрители могут обсудить с приглашенными учеными. В первый день фестиваля был показан фильм «Любовь и инженеры», герои которого пытались рассмотреть чувства с инженерной точки зрения и утверждали, что способность влюблять в себя — это навык, который можно усвоить. Однако в итоге и они, и зрители пришли совсем к другим выводам.
В картине режиссер Тонислав Христов вместе со своими героями попытался выяснить, что же такое любовь и влюбленность, как возникает чувство и можно ли его контролировать. Главный герой — женатый инженер пытается доказать своим холостым товарищам, испытывающим явные проблемы в общении с девушками, что можно научиться влюблять в себя. «Может быть, вы не встретите Синди Кроуфорд, — говорит герой, — но найдете девушку, с которой будете счастливы». По его подсчетам, главное в успешном знакомстве с девушкой — даже не тема разговора, она важна лишь на 10%. 90% успеха составляет невербальное общение — запах, улыбка, внешний вид, который должен быть по меньше мере опрятным, и поведение, иными словами то, как вы себя подаете.
Однако публика сочла, что это довольно спорный тезис, так как людей великое множество и для каждого процент важности разговора будет своим. Зрительницы высказывали мнение, что для женщины тема разговора намного важнее, чем для мужчин, потому что женщина главным образом оценивает то, что говорит мужчина, а не его внешние данные (хотя, конечно, собираясь на свидание, мужчина должен быть, как минимум, опрятным, если он хочет произвести хорошее впечатление). Доцент школы философии НИУ ВШЭ Александр Павлов, принимавший участие в дискуссии, согласившись с важностью диалога на первом свидании, отметил также важность юмора, самоиронии и общих интересов. В картине герои затрагивают тему юмора, который должен быть адекватным и веселить обоих партнеров, а вот самоирония и общие интересы остаются как-то за кадром. Герои приходят к выводу, что их профессиональная деятельность вряд ли может заинтересовать девушку, поэтому и говорить о ней не стоит, они даже стесняются своей профессии, однако упускают из виду, что общие интересы с девушкой можно найти в других сферах человеческой жизни.
Зрители также отметили, что вопрос любви и взаимоотношений в картине рассматривается только с мужской точки зрения. Нет женского мнения, в то время как отношения — дело двоих партнеров в равной степени. В фильме женщина рассматривается как некий объект, который необходимо завоевать, притом ее чувства и желания не учитываются. Акцент в фильме сделан на завоевании вожделенного объекта, при этом ни у кого из зрителей не вызвало сомнения, что главные герои — неуверенные в себе люди, страдающие из-за низкой самооценки. И намного важнее было бы затронуть тему саморефлексии, любви прежде всего к себе, принятия себя. Хотя к концу ленты у героев случаются минутные озарения по поводу того, что, может быть, они не так уж и безнадежны, как думали про себя в начале картины.
Насколько некоторым людям вообще нужна любовь и отношения — еще один вопрос, который косвенно затрагивает фильм. Один из главных героев говорит, что он чувствовал себя вполне нормально, живя три года один, ему не было одиноко. Однако современное общество негласно порицает одиноких людей, как-то принято считать, что люди должны быть в парах. Именно это общественное давление, а не внутренняя потребность, и толкнула героя на знакомство с девушкой. Дальше он думает, что девушка его бросила (что думает девушка по этому поводу, в картине не оговаривается) и герой ропщет на то, что сейчас ему хуже, чем тогда, когда он жил один. Идея в том, что есть люди, которым любовь доступна, но не нужна, а есть и такие, которым любовь не доступна, и в любом случае это не должно порицаться обществом.
Герои картины хотели научно объяснить происхождение любви, записать некий алгоритм, который бы позволил холостым не очень общительным инженерам успешно вступать в отношения, но они не достигли своей цели. У любви, к счастью, нет, и не может быть алгоритма, и это главный вывод картины. Однако отрицательный результат тоже результат, и в попытках объяснить любовь герои лучше узнали себя, и, может быть, девушек.
Расписание остальных кинопоказов можно найти на сайте Дней научного кино.
Павлов Александр Владимирович
Доцент Школы философии