У добрых дел есть «теплое свечение»
В рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Оксана Зинченко рассказала о том, как мозг распознает намерения других людей и побуждает нас к кооперации с ними.
Как в других увидеть себя
Прежде чем говорить о собственно кооперации, надо разобраться, что происходит в нашем мозге, когда мы взаимодействуем с другими людьми.
Человеку свойственна эмпатия, то есть способность переживать чужие эмоции, и ментализация — способность предвидеть психическое состояние другого человека, его настроение и готовность к взаимодействию. Впервые эти способности человек начинает использовать в 4-летнем возрасте. Отчасти они встречаются и у других млекопитающих.
Высшей стадией развития этих способностей у человека считается теория разума. Слово «теория» здесь не должно вводить в заблуждение. Речь идет вот о чем: человек допускает, что другие люди действуют не спонтанно и беспричинно, а обладают разумом, как и он сам, и мышлением, аналогичным его собственному. Это допущение является чисто теоретическим, ведь мы не можем в действительности «увидеть» чужой разум и мысли. Но именно благодаря теории разума мы способны представить мысли и чувства других людей и объяснить таким образом их поведение и намерения.
Считается, что понимать намерения других людей, просто наблюдая за их действиями, нам позволяет система зеркальных нейронов — группа корковых нейронов коры больших полушарий. Исходная работа по их исследованию принадлежит итальянскому профессору Джакомо Риззолатти и проводилась в Пармском университете в 1990-х годах. Позднее были проведены другие эксперименты. В одном из них человек смотрел видеоролик, в котором люди общались и разговаривали, а затем ему показывали ролики, в которых ситуации социального взаимодействия не было. И оказалось, что определенные регионы мозга, главным образом медиальная кора и предклинье, реагируют только на ситуацию социального взаимодействия, но не реагируют на индивидуальные действия и менее активны в состоянии покоя.
Мозг не любит, когда мы остаемся в проигрыше. Но в то же время ему не нравится, когда у нас остается больше ресурсов, а другой человек в результате взаимодействия с нами оказывается обделен
Один из примечательных компонентов теории разума — это механизм разделенного внимания. Его нет не только у животных, но даже и у младенцев до одного года. Представьте, что вы беседуете с человеком и вдруг он отводит взгляд от вас и смотрит куда-то в сторону. Вы непроизвольно посмотрите в ту же сторону, чтобы проверить, что же отвлекло внимание собеседника? После первого года жизни мы выучиваем, что «смотреть» означает «видеть» и что резкий перевод взгляда на другой объект означает, что этот объект имеет исключительно важное значение. Разделить внимание другого существа, проследить линию его взора и достигнуть объекта, на который он указывает только глазами — это чисто человеческая особенность. Даже хорошо выдрессированной собаке понадобится прямое указание на такой объект.
Наконец, есть еще одна важнейшая способность, определяющая нашу социальную деятельность. К четвертому-пятому году жизни мы узнаем, что видимость и реальность не всегда совпадают. Например, камень может иметь форму яйца, но яйцом не является. Вы можете притвориться собакой, но ею не являетесь. А человек, просто сидящий на стуле, может быть чем-то занят: процесс мышления, обдумывания чего-либо — это тоже занятие. Маленькие дети часто этого не понимают и отвлекают спокойно сидящего человека — ведь, на их взгляд, он не проявляет никаких признаков деятельности. С помощью теории разума мы узнаем, что у других людей есть мысленные состояния, равно как и физические.
Почему мы стремимся к сотрудничеству
Одной из важнейших поведенческих стратегий человека является кооперация. Она исследуется как биологами, так и экономистами. Согласно биологическим теориям, существует эволюционный механизм, который подкрепляет кооперацию на протяжении развития человека как вида. Нам выгодно делиться какими-то ресурсами с генетическим родственником для того, чтобы обеспечить передачу генов из поколения в поколение.
Математика и теория игр, в свою очередь, позволяют смоделировать ситуацию взаимодействия двух людей и обмена какими-нибудь денежными или квазиденежными ресурсами между ними. Можно получить сугубо рациональную оценку того, как человек вел себя в прошлом, как реагировал на разные экономические предложения, был ли он готов пожертвовать каким-то количеством ресурсов и так далее. Подобный анализ помогает предвидеть стратегию действий другого человека и адаптироваться к этой стратегии.
При этом кооперация должна быть взаимовыгодной, и в этом нам тоже помогает мозг. Он не любит, когда мы остаемся в проигрыше. Но в то же время, даже если мы сами не отдаем себе в этом отчет, нашему мозгу не нравится, когда у нас остается больше ресурсов, а другой человек в результате взаимодействия с нами оказывается обделен.
По «остроте ощущений» с неожиданными финансовыми бонусами могут сравниться социальные поощрения, причем эффективность последних может быть куда более устойчивой
Когда мы вступаем во взаимодействие с другим человеком, мы испытываем — подсознательно — положительную эмоцию уже от самого факта, что мы совершаем какое-то доброе дело. Экономист Джеймс Андреони назвал этот феномен «теплым свечением» (warm-glow giving). На этом в значительной степени основана благотворительность. Ряд исследований, проведенных в США, показали, что благотворители не очень заботятся, куда именно идут их ресурсы, и по большей части не желают получать обратную связь. Их греет сам факт, что они что-то пожертвовали, а не сознание того, насколько эффективно их ресурсами распорядились.
Еще один фактор, влияющий на принятие решения о вхождении в кооперацию, — это фактор социальных связей. Уже сам факт принадлежности к какой-либо социальной группе влияет на ваше поведение. При прочих равных мозг скорее «подскажет» вам вступить в кооперацию с членом вашей группы (даже если вы не знаете его лично), чем с представителем чужой группы.
О кнуте и прянике
Поведение человека, безусловно, регулируется системой наказаний и поощрений. Нейроэкономические исследования показывают, что внезапные поощрения (например, выигрыш в лотерею) воспринимаются мозгом гораздо более активно, чем те поощрения, о которых мы знаем заранее (например, ежемесячная зарплата). По «остроте ощущений» с неожиданными финансовыми бонусами могут сравниться социальные поощрения, причем эффективность последних может быть куда более устойчивой.
В одном детском саду в Израиле был проведен любопытный эксперимент, который моделировал ситуацию принуждения к выполнению социальных норм. Родители должны были забирать детей из этого сада не позднее шести часов вечера. Но некоторые родители постоянно опаздывали, поскольку заканчивали работать примерно в это же время. Они извинялись перед воспитателями, пытались как-то компенсировать свою вину, принимая участие в различных активностях, помогая детскому саду организовывать всяческие мероприятия. Воспользовавшись этой ситуацией, исследователи решили проверить, насколько влияние наказания и поощрения стимулирует людей соблюдать социальные нормы.
Большинство людей не так уж и горят желанием наказывать других. Мы скорее склонны поощрить того, кто создал и поддерживает систему справедливого распределения благ
Было предложено штрафовать опоздавших родителей на небольшую сумму (1-2 доллара за каждое опоздание). Стали ли родители из-за этого более пунктуальными? Нет. Они «с чистой совестью» выплачивали этот штраф, больше не чувствуя себя виноватыми за опоздания. Их представления о кооперации с преподавателями детсада изменились, отношения перешли на другой, куда более формальный уровень. Более того, эти перемены во взаимоотношениях привели к тому, что родители, которые всегда забирали своих детей вовремя, тоже стали опаздывать.
Часто нам приходится оказываться не только в роли «провинившихся», но и в роли судей. Как сохранить объективность и непредвзятость, если вы должны вынести социальное наказание другому человеку? Важным фактором является фактор репутации: вы будете более эффективны, если за вашей работой наблюдает кто-то другой. В этом случае вы будете более склонны вести себя как заправский полицейский, принимать справедливые решения или корректировать несправедливые.
Другой значимый фактор — анонимность. Далеко не каждый способен сказать другому человеку правду в лицо, большинство людей скорее попробует избежать конфликта, уйти от вынесения решения. Анонимность в некоторой степени развязывает нам руки и позволяет действовать более решительно.
Но, возможно, самая утешительная вещь заключается в том, что большинство людей не так уж и горят желанием наказывать других. Мы скорее склонны поощрить того, кто создал и поддерживает систему справедливого распределения благ. И лишь в крайнем случае, когда никаких других возможностей не остается, мы осуществляем социальное наказание.
Зинченко Оксана Олеговна
Младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»
19 ноября, 2024 г.
Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее
13 ноября, 2024 г.
НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию
18 ноября, 2024 г.
Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ
21 ноября, 2024 г.
Вам также может быть интересно:
Институт когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ создал дорожную карту молодого ученого
Дорожная карта молодого ученого — это интерактивный пошаговый план, в котором отражены основные этапы научной карьеры — от поступления в магистратуру до защиты кандидатской диссертации. Она создана в рамках проекта Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ «Я пошел в науку», который реализуется при поддержке Минобрнауки России.
Вдохновляющий опыт: представители Вышки приняли участие в съезде студенческих научных сообществ
Студенты Высшей школы экономики приняли участие в XII Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ во Владивостоке. Они поучаствовали в деловых и психологических играх, конкурсах, оформили Менделеевскую карту и познакомились с участниками из других вузов и городов.
Scientarium: как прошла первая в этом году школа молодого исследователя
Недавно в учебном центре Вышки «Вороново» состоялась школа молодого исследователя “Scientarium ” для представителей двух крупных и активных студенческих сообществ университета: «Научные кураторы» и «Республика ученых». За неполные три дня каждый участник узнал больше об академическом мире Вышки, получил навыки, необходимые в исследовательской деятельности и популяризации науки, по-новому взглянул на возможности развития, познакомился со множеством заинтересованных в науке студентов.
Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.
В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.
Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки
Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.
Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры
Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.
Факты о студентах в науке
Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Ко Дню студентов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили аналитический доклад «Российская молодежь: образование и наука», Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Сотрудники Вышки получили премии правительства Москвы для молодых ученых
Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Владимир Подольский и доцент департамента прикладной экономики Елена Вакуленко отмечены за свои математические труды и исследования рынка труда соответственно.
Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей
Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.