SURF: следуя по «второму пути» дипломатии
Делегация преподавателей и студентов ВШЭ посетила Стэнфордский университет (США), где с 13 по 17 апреля проходила Вторая ежегодная конференция Стэнфордского российско-американского форума (SURF).
Стэнфордская конференция стала заключительным этапом полугодовой образовательной программы SURF, в которой приняли участие сорок студентов ведущих университетов России и США. В октябре прошлого года они познакомились на Московской конференции, а с ноября по март работали над совместными исследовательскими проектами по проблемам российско-американских отношений. В Стэнфорде делегаты SURF представили результаты своих исследований и обсудили с американскими и российскими экспертами широкий спектр тем, начиная с проблем российской образовательной политики и заканчивая вопросами нераспространения ядерного оружия.
На открытии конференции 13 апреля выступил профессор бизнес-школы Стэнфорда Раймонд Наср. Свой мастер-класс бывший директор по исполнительным коммуникациям компании Google посвятил правилам успешного публичного выступления, и его советы были с интересом выслушаны делегатами SURF, готовившимися презентовать свои аналитические доклады.
Также в первый день конференции состоялись два круглых стола, в которых приняли участие профессора ВШЭ и Стэнфордского университета. На первом из них речь шла об экономике образования, и свои точки зрения на основные проблемы развития образования в России высказали член Попечительского совета SURF, научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин, профессор Стэнфорда и научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Мартин Карной и бывший директор Инициативы по дистанционному обучению Стэнфордского университета Кэтрин Кунс.
В своем выступлении Исак Фрумин рассмотрел историю трансформации российской образовательной системы. В условиях плановой экономики в СССР был создан рациональный механизм, ежегодно обеспечивавший промышленность квалифицированными кадрами, однако рыночные реформы разорвали эту связь. Сложилась парадоксальная ситуация: люди стремятся к получению образования и готовы платить за это все больше, однако состав выпускников вузов не полностью отвечает потребностям экономики.
Мартин Карной и Кэтрин Кунс, недавно завершившая исследование отношения руководителей российских университетов к образовательным реформам, проанализировали процессы, от которых зависит будущее российского образования: слияние и закрытие университетов, рост неравенства в финансировании вузов, адаптацию к Болонской системе и обновление образовательных стандартов. В числе ключевых направлений развития системы образования в России спикеры указали на необходимость его интернационализации и смены поколений в профессорско-преподавательском составе.
Круглый стол по изменению климата |
Выработка мер по снижению выбросов парниковых газов на международном уровне является еще более сложным процессом, чем продвижение экологической повести дня — на национальном. Тем не менее, государства должны сотрудничать для обеспечения своей экологической безопасности. В частности, наиболее перспективные направления взаимодействия между Россией и США — это сфера возобновляемой энергетики и сотрудничество в Арктическом регионе.
Второй день конференции SURF был посвящен обсуждению военно-политических аспектов российско-американских отношений. Министр обороны США в 1994-1997 годы Уильям Перри и директор Инициативы по контролю за вооружениями Института Брукингса Стивен Пайфер рассказали делегатам SURF об истории ограничения ядерных вооружений и проанализировали содержание подписанного год назад российско-американского Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Дискуссия о проблеме нераспространения ядерного оружия была продолжена в ходе круглого стола с участием экспертов Стэнфордского университета Уильяма Перри, Зигфрида Хекера и Дэвида Холлоуэя. Они отметили важность российско-американского сотрудничества в этой сфере и призвали к повышению взаимного доверия между политиками и военными двух стран. Вместе с тем, как заметил Уильям Перри, этого нельзя достичь, ограничивая взаимодействие только официальными дипломатическими каналами, необходимо развивать и «второй путь» дипломатии — совместную работу представителей общественности.
Проводя конференцию в Силиконовой долине, невозможно было обойти вниманием и вопросы инновационного развития. 15 апреля делегаты SURF посетили расположенный недалеко от Пало-Альто офис компании Google, а на следующий день состоялась панельная дискуссия на тему «Воссоздание Силиконовой долины». Венчурные предприниматели Марк Ивановский и Эрик Буато и президент по маркетингу и слияниям компании Parallels Джек Зубарев попытались определить, почему именно Калифорния стала центром разработки новых технологий и возможно ли создание подобного кластера в России. По их словам, необходимыми условиями развития инновационной экосистемы являются государственная поддержка, сильная система образования и проявление бизнесменами своих лидерских качеств.
Наконец, символическим завершением Стэнфордской конференции стал визит группы SURF в Форт-Росс, бывшее русское поселение на берегу Тихого океана. Делегаты приняли участие в волонтерской работе, прослушали лекцию об истории форта и выстрелом из пушки отметили окончание образовательной программы SURF 2010-2011 годов, получившейся еще более интенсивной и интересной, чем в прошлом году.
О своих впечатлениях о программе SURF рассказывают ее организаторы и участники из числа студентов ВШЭ Никита Алентьев, Анастасия Березинская и Елизавета Попова.
— Как вы узнали о SURF и попали в программу?
Анастасия Березинская, студентка 4 курса факультета экономики: Я проходила интервью на программу еще осенью 2009 года, однако тогда мне не удалось стать участницей. Потом я начала и закончила несколько научных проектов и вновь подала заявку на SURF летом прошлого года. Вторая попытка была удачнее.Игорь Томашов и Анастасия Березинская
Никита Алентьев, студент 5 курса факультета мировой экономики и мировой политики: Ссылку на объявление о наборе студентов мне прислала преподавательница по страноведению США. Я заинтересовался SURF, потому что в свое время учился в американской школе по программе FLEX, а сейчас занимаюсь организацией международных молодежных конференций и преподаю английский язык.
Елизавета Попова, студентка 3 курса факультета мировой экономики и мировой политики: Летом прошлого года я с друзьями путешествовала по Америке, и знакомая из Вышки рассказала мне о SURF. Когда я вернулась в Москву, оказалось, что отбор на программу уже был завершен. Тем не менее, я связалась с ее организаторами. В период подготовки Московской конференции нужны были волонтеры, и так я стала «офицером» SURF.
— Чему были посвящены ваши исследовательские работы в рамках SURF?
Никита Алентьев: Мне захотелось провести исследование по новой для себя теме и понравилась идея, предложенная студенткой Корнелльского университета Майей Корецки. Она обратила внимание на сходство политической риторики президентов России и США: Дмитрий Медведев выдвинул на повестку дня необходимость модернизации, Барак Обама пришел к власти с лозунгом «Change». Кроме того, оба президента активно используют «новые медиа» для прямого общения с аудиторией. Мы провели сравнительное исследование того, о чем Медведев и Обама пишут в Twitter, Livejournal и Facebook, и как Интернет-аудитория реагирует на их различные сообщения. По результатам анализа мы сформулировали ряд рекомендаций о том, как политики могут использовать новые каналы коммуникации наиболее эффективным образом.
Анастасия Березинская: Я с коллегами из США работала над аналитическим докладом для Рабочей группы по энергетике российско-американской Президентской комиссии. Мы несколько раз встречались с представителями Министерства энергетики России, провели серию экспертных интервью, проанализировали интересы России и США в различных отраслях энергетики и сделали выводы о том, в каких сферах и регионах мира сотрудничество между двумя странами наиболее перспективно.
— Какие впечатления остались у вас от конференций в Москве и Стэнфорде?
Никита Алентьев: Обе конференции прошли на ура! Мне кажется, разница была только культурная: российские спикеры обычно стремятся дать как можно больше информации, в то время как американцы в ходе выступлений делают опору на диалог и интерактивность. Ну и еще одно различие заключается в том, что в Стэнфорде мы находились в университетском кампусе, а в Москве конференция проходила в нескольких вузах, и мы постоянно перемещались по городу.
Елизавета Попова: Из Москвы кажется, что Стэнфорд — это нечто нереальное, а поступить туда российскому студенту почти невозможно. И поэтому, когда оказываешься там, общаешься со студентами, гуляешь по кампусу, то испытываешь нечто вроде культурного шока.
Анастасия Березинская: Конечно, погода в Калифорнии в апреле была намного лучше погоды в Москве в конце октября. Но обе конференции мне понравились и оставили самые теплые впечатления. Запомнился визит в Форт-Росс, который расположен в живописном месте к северу от Сан-Франциско.
— Что вы можете сказать сейчас о программе SURF в целом?
Елизавета Попова: Для меня самым ярким моментом стала победа SURF в студенческой премии «Чугунное яйцо». Когда я стояла на сцене и услышала, что мы выиграли, то испытала неописуемый восторг. Начиная работать в SURF, я не представляла, что студенты могут реализовывать настолько масштабный и уникальный международный проект.
Никита Алентьев: SURF отличается высоким уровнем подготовки мероприятий и организационной стройностью. Мне было интересно общаться со всеми российскими и американскими делегатами, на конференциях была создана интеллектуально насыщенная обстановка, но при этом совсем без занудства.
— Какие советы вы могли бы дать будущим участникам программы?
Анастасия Березинская: SURF расширяет горизонты — но чтобы получить этот опыт, нужно понимать, зачем ты участвуешь в проекте, быть активным, уделять много времени работе над исследовательским проектом и не сдаваться, если при этом возникают какие-то трудности.
Никита Алентьев: Кроме багажа знаний, важна коммуникативная составляющая. Нужно быть открытым к диалогу, не стесняться, что твое мнение кому-то понравится или нет.
Елизавета Попова: Нам хотелось бы привлекать людей с неординарным мышлением, способных предлагать новые идеи, желающих поддерживать постоянную связь с другими участниками проекта. SURF развивается и растет — и этими же качествами должны обладать наши делегаты. Что касается нового набора на программу 2011-2012 годов, то он будет объявлен в начале мая. За анонсами можно следить на новом сайте SURF.
См. также:
http://www.hse.ru/news/recent/26106776.html
http://www.hse.ru/news/avant/19719678.html
http://www.hse.ru/news/recent/18628700.html
http://www.hse.ru/news/avant/10226359.html
Игорь Томашов, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Фото Елены Киселевой
Вам также может быть интересно:
ВШЭ и Политехнический университет Милана запускают большой проект исследования результативности вузов
Он получил название EPI– Efficiency, Performance and Impact of Higher Education Institutions. Базой для реализации проекта станет лаборатория «Развитие университетов» Института образования ВШЭ, а руководителем — профессор Томассо Агасисти из Миланского политеха, один из ведущих мировых специалистов в сфере экономики образования.
10 фактов о российских учителях
Представляем количественные и качественные данные о деятельности важнейших в экономике знаний специалистов.
57%
российских семей не имеют возможности выбирать, в какую школу отдать учиться своего ребенка. При этом за последние годы ситуация ухудшилась: пять лет назад выбора не было только у 51% семей. Чаще всего альтернативы лишены жители сёл, семьи с низким достатком, а также семьи, в которых дети плохо учатся.
Прозрачность и обмен информацией помогут избежать кризиса
19 мая в ВШЭ прошла российская презентация доклада «Щит и меч: на пути к стратегической совместимости России и США в глобальной системе безопасности XXI века», подготовленного Рабочей группой по будущему российско-американских отношений.
Управлять Арктикой должны все заинтересованные страны
9 декабря ВШЭ посетил Оран Янг, один из самых авторитетных в мире специалистов по экономике и политике окружающей среды, профессор Университета Калифорнии. Г-н Янг прочел лекцию на тему «Управление Арктикой: от теории к практике».
Антиамериканизм сеют элиты, по мере «необходимости»
Антиамериканские настроения укрепляются в российском обществе под влиянием самых высокопоставленных и образованных его членов. Доклад Эдуарда Понарина на научном семинаре под руководством Евгения Ясина из цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода».
«Стоит ставить перед собой максимально высокую планку»
Иван Королев с отличием окончил бакалавриат факультета экономики ВШЭ и магистратуру Российской экономической школы. В 2012 году получил добро на обучение в аспирантуре от четырех ведущих университетов мира и теперь учится в аспирантуре Стэнфорда.
В Стэнфорде используют больше «картинок»
Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Борис Кузнецов недавно вернулся из Соединенных Штатов, где читал студентам Стэнфордского университета курс лекций по российской экономике.
Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» № 2 (56), 2012 г.
Вышел из печати очередной выпуск информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования» № 2 (56), 2012 г.
Майкл Макфол: «Мы надеемся, что наши отношения окончательно нормализуются»
25 мая с открытой лекцией перед студентами Высшей школы экономики выступил посол США в России, профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол.