Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЕГЭномика вузов

10 ноября в рамках семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования» состоялась презентация доклада директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирины Абанкиной «Влияние ЕГЭ на экономическое поведение вузов».

Ирина Абанкина и Виктор Болотов

Автор попыталась ответить на вопрос, какая система нормативно-подушевого финансирования (НПФ) вуза — с плоской или со ступенчатой шкалой — будет  работать эффективнее. Исследование проводилось в 2003–2006 годах. Объектами выступили 30 вузов из семи федеральных округов РФ. При анализе учитывались тип вуза, его специализация и территориальное расположение. Исследовалось влияние на экономическое поведение вуза двух моделей нормативно-подушевого финансирования — с плоской и ступенчатой шкалами. Модель нормативно-подушевого финансирования подразумевает обеспечение обучения полностью за счет НПФ 53% студентов, поступивших по результатам ЕГЭ; 30% студентов, получивших средние баллы по ЕГЭ, обучаются с полным возмещением затрат; 15% (с самыми низкими баллами) в вузы не поступают. В модели со ступенчатой шкалой полностью за счет НПФ смогут учиться 2% студентов, те, кто поступил в вуз по результатам олимпиад; 57% студентов, получивших достаточно высокие баллы, будут частично оплачивать обучение; 26% студентов будут полностью оплачивать обучение; 15% в вузы не поступят.

Как показало исследование, расходы Федерального агентства по образованию (Рособразования) с 2006 по 2008 год в расчете на одного студента выросли в среднем на 30 тысяч рублей. Структура расходов вузов Рособразования за тот же период почти не изменилась: основная часть расходов (больше 50%) приходится на оплату труда сотрудников; на стипендии и другие расходы приходится около 20%; на социальное обеспечение — от 1,5% (2006) до 2,5% (2008).

Расходы Рособразования на оплату труда в расчете на одного студента в исследованный период выросли во всех группах вузов, кроме архитектурно-художественных, в среднем на 20 тысяч рублей. В последних они выросли на 33 тысячи рублей.

Основную часть расходов на приобретение услуг российскими вузами составляют расходы на коммунальные услуги (с 2005 по 2008 год они упали с 9,3% до 5,5%) и услуги по содержанию имущества (с 2005 по 2008 год упали с 5,9% до 2,9%). Расходы на услуги связи, транспортные услуги и арендную плату за пользование имуществом за исследованный период не превышали 0,5% от общей суммы расходов на приобретение услуг.

Среди высших учебных заведений на первом месте по динамике внебюджетных доходов находятся университеты, на втором и третьем — политехнические и машиностроительные вузы. Строительные вузы находятся на последнем месте. Большую часть внебюджетных доходов вуза составляют доходы от оказания платных услуг (выросли с 74,12% в 2006 году до 85,75% в 2008 году). «Прочие доходы», куда входят, например, доходы от исследований, проводимых вузами по заказу коммерческих структур, сократились с 21,44% в 2006 году и 28,04% в 2007 до 12,99% в 2008 году.

В рейтинге регионов РФ по доходам подведомственных Рособразованию вузов на первом и втором месте находятся Москва и Санкт-Петербург, остальные регионы значительно от них отстают.

Что касается границ средних баллов ЕГЭ, то в университетах в период с 2003 по 2009 год максимальная граница менялась не сильно (колебания в границах 87–95 баллов), в то время как минимальная рухнула с 60 до 32 баллов. За это время бюджетный прием в университеты увеличился с 54% до 62%, внебюджетный — упал с 46% до 38%. В ведущих региональных вузах максимальная граница средних баллов по ЕГЭ уменьшилась с 94 до 91, минимальная — выросла с 55 до 60. Внебюджетный прием вырос с 60% до 75%, бюджетный с 40% упал до 25%. В технических вузах максимальная граница средних баллов за этот период упала с 97 до 91, минимальная — изменилась с 31 до 33. Был период, когда, в 2004 году, максимальная граница резко упала (с 97 до 85), а минимальная — выросла (с 31 до 41). Бюджетный прием сократился с 75% до 49%, внебюджетный — увеличился в два раза, с 25% до 51%. В педвузах и максимальная и минимальная границы средних баллов снизились — с 93 до 89 и с 40 до 38. Бюджетный прием в педагогические высшие учебные заведения увеличился с 59% до 66%, а внебюджетный — сократился с 41% до 34%.

Какая система нормативно-подушевого финансирования эффективнее в таком контексте — с плоской или со ступенчатой шкалой? По мнению автора работы, следствием НПФ с плоской шкалой может стать развитие дорогого качественного образования в сильных вузах и доступного образования среднего качества в «средних», а также нехватка абитуриентов в слабых вузах. Ступенчатая шкала, по мнению Абанкиной, приведет к конкуренции вузов за абитуриентов с высоким финансированием, что повлечет за собой повышение качества образования на всех уровнях: у средних вузов появятся для этого экономические стимулы, слабые вузы должны будут либо закрыться, либо повысить качество образовательных программ.

Презентация к докладу директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирины Абанкиной «Влияние ЕГЭ на экономическое поведение вузов»

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»

В начале ноября прошел финал ИТ-чемпионата True Tech Champ от МТС, собравшего более 12,5 тысячи школьников, студентов и молодых специалистов. Победителем трека «Алгоритмическое программирование» стал студент факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Александр Бабин.

19 ноября, 2024 г.

Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее

1 декабря состоится вебинар «В магистратуру Вышки без экзаменов», на котором представители университета расскажут о проектах преднабора, дающих преференции при поступлении в магистратуру. Мероприятие ориентировано на студентов и выпускников бакалавриата/специалитета, заинтересованных в дальнейшем обучении. Для участия требуется регистрация.

13 ноября, 2024 г.

НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию

Высшая школа экономики объявила о приеме заявок с научным докладом на XXV Ясинскую (Апрельскую) международную научную конференцию. Программа конференции ориентирована на пять научных тем по проблемам развития экономики и общества, сохранит междисциплинарность и будет открыта для участия ведущих ученых России и мира. Основные мероприятия XXV ЯМНК пройдут в Москве с 15 по 18 апреля 2025 года.

18 ноября, 2024 г.

Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ

Более четверти студентов образовательных проектов Яндекса — девушки, и их количество с годами растет. Наибольшее число женщин учится на совместных с вузами бакалаврских и магистерских программах (41%) и в сервисе онлайн-образования Практикум (42%). В Школе анализа данных их доля составляет 36%, в Лицее 24%. С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в IT, Яндекс Образование и НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в IT».

21 ноября, 2024 г.

Вам также может быть интересно:

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ

Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.

В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.

Благодаря устной части ЕГЭ выпускники школ будут лучше знать иностранный язык

В этом году в организации ЕГЭ произойдут три принципиальных изменения, сообщил на пресс-конференции в московской школе № 1284 руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Экзамен по математике разделят на два уровня, будет отменена часть с выбором ответов по русскому языку, на экзамене по иностранному языку появится устная часть. Свое мнение о нововведениях высказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.